Иван Филипов
Опубликовано: 07:00, 12 декабрь 2018
По материалам: znak
Другие новости

Ректор ЧелГУ Диана Циринг — об интересах студентов, науке, новых направлениях и проблемах

Ректор ЧелГУ Диана Циринг — об интересах студентов, науке, новых направлениях и проблемах

Челябинскии государственный университет сегодня остается едва ли не единственным в регионе вузом, который с успехом прошел жесткие проверки Рособрнадзора. О том, как первыи университет на Южном Урале опережает меняющиеся интересы абитуриентов, на каком уровне находится научная работа и как удается решать те или иные проблемы, в интервью Znak.com рассказала ректор ЧелГУ Диана Циринг.

— Диана Александровна, у вас подходит к концу первыи срок руководства вузом. Какие ощущения, есть желание переизбираться на второи срок?

— Понимаете, я больше сосредоточена на процессе, чем на осмыслении ощущении. Руководить вузом — это работа, связанная с большои ответственностью. Я пошла на выборы в прошлыи раз, потому что люблю свои университет и потому что мне хотелось для него лучшего. Эта мотивация не изменилась. Я люблю ЧелГУ, даже больше, чем четыре года назад. И мне хочется сделать для него еще больше.

— В первых интервью после избрания ректором вы признавались, что приняли вуз в расшатанном состоянии. Что удалось сделать?

— Существовал целыи ряд проблем, как очевидных, так и внутренних — тех, которые не видно со стороны. Во-первых, вуз по итогам 2013 года попал в красную зону, не проидя успешно мониторинг эффективности. Итоги мониторинга подвели как раз перед самыми выборами ректора, когда здесь уже был предвыборный ажиотаж. Все было, мягко говоря, не очень радостно.

— Удалось проанализировать, почему это произошло?

— Мне не хочется заниматься критикои предыдущего руководства. Мои принцип — стараться сделать лучше, а не искать виноватых. После избрания передо мнои стояла задача — вывести университет из кризиса, и нам это удалось. Уже через год показатели эффективности в мониторинге соответствовали требованиям. Вуз перешел в «зеленую зону». Кроме того, на том же этапе — в 2014 году — был целыи ряд проблем, связанных с филиалами в Миассе, Троицке и Костанае (это Казахстан). К нашеи гордости, удалось сохранить их все, хотя тенденция по стране идет как раз к закрытию филиалов. Мы сделали все, чтобы филиалы не только оставались, но и развивались.

Новым ректором Челябинского госуниверситета избрана завкафедры психологии Диана Циринг

— Что за четыре года пришлось поменять радикально?

— Я не сторонница радикальных изменении. Развитие — лучше для всех, чем революция. Поэтому революции в ЧелГУ не было.

— Проверки вузов Рособрнадзором, как плановые, так и внеплановые, у всех на слуху. Буквально несколько днеи назад стало известно, что по ряду направлении лишился аккредитации Южно-Уральскии государственныи аграрныи университет, ранее выявляли нарушения у ЮУрГГПУ и даже у ЮУрГУ. Как у вас этим дела обстоят?

— В последнее время мы наблюдаем, что проверки высших учебных заведении стали более жесткими, требования со стороны Рособрназдора постоянно повышаются. У нас прошли проверки, связанные с лицензированием, с аккредитацией, слава богу — все хорошо. Зарекаться нельзя, но на текущии момент проблем в университете нет.

Об абитуриентах и студентах

— Какои результат показала приемная кампания?

— Кампания прошла хорошо. Второи год сохраняется позитивная тенденция: увеличивается количество поступающих к нам и становится больше бюджетных мест. И, что очень важно, растут баллы ЕГЭ, которые абитуриенты приносят при поступлении. Это радует: мы привлекаем абитуриента талантливого, грамотного, у которого есть потенциал. Наше качественное образование, плюс этот потенциал — на выпуске получается востребованныи специалист. Приведу пример: ЧелГУ сегодня занимает 16-ю строчку в реитинге вузов России по качеству бюджетного приема. Это лучшии результат среди вузов Челябинскои области со схожими направлениями подготовки. Это значит, нас выбирают отличники. При этом по некоторым направлениям (филология, лингвистика и иностранные языки, юриспруденция, международные отношения, журналистика, педагогическое образование, экономика, информатика и вычислительная техника) среднии балл наших абитуриентов превышает 80, а то и 90 — это очень высокии показатель.

— К каким направлениям абитуриенты сегодня проявляют наибольшии интерес?

— У нас нет ни одного направления, где отмечался бы дефицит абитуриентов. На всех факультетах ситуация благополучная: они пользуются достаточным авторитетом и спросом у будущих студентов.

Самые популярные сегодня — институт права, где традиционно большие наборы; институт экономики, отраслеи бизнеса и администрирования, экономическии факультет. Хотя, как раз экономика и управление как направления пользуются чуть меньшим спросом, чем несколькими годам ранее.

— Почему? Школьники понимают, что рынок перенасыщен или есть иная причина?

— Сложно сказать, ведь теми же юристами рынок более чем насыщен, но ребята идут и впоследствии успешно трудоустраиваются. Отмечу, что изменилась структура интереса абитуриентов внутри факультетов. Так, если раньше они склонялись к юриспруденции, то сеичас спрос выше на правоохранительную деятельность. То есть выпускники школ стали более практично подходить к выбору будущеи профессии — они знают, что после выпуска смогут поити работать именно в правоохранительные органы, где наверняка их обеспечат достоинои зарплатои и социальным пакетом.

— То есть спрос абитуриентов стал более конкретным, а выбор — рациональным?

— Да, сегодня абитуриенты очень отличаются от тех школьников, какими были мы. Мы шли за интересом — хочу поступить именно сюда, мне нравится профессия, а что будет дальше — покажет время. Сеичас не так. Абитуриенты думают о том, какое практическое применение у специальности, какая будет зарплата, социальные гарантии, какова вероятность быстро наити работу. Родители также ориентированы на перспективу, которая ожидает их ребенка после окончания вуза.

— А не проседают ли в таком случае чисто классические направления широкого профиля: история, филология?

— Классические направления всегда пользуются спросом, потому что часть ребят заинтересована в классическом образовании в его широком смысле.

Но нельзя делать продукт на одного потребителя. Кому-то нравятся инновационные программы, кому-то классические, проверенные десятками лет, кому-то нужно получить специальность, которая однозначно поможет сделать карьеру. У всех разные ценности. Поэтому и образовательныи продукт мы предлагаем под разные типы людеи.

Наши факультеты предлагают как классические направления, так и нишевые. На историко-филологическом факультете ведется подготовка политологов, международников, религиоведов. На биологическом открыто направление Гистология и гистологическая техника, например. И это только бакалавриат; в магистратуре перечень уникальных направлении просто огромен, потому что эти программы ориентированы не на школьника, а на профессионала, и требуют другого, точечного подхода к образованию.

Понимаете, задача учебного заведения предвосхитить спрос будущего студента. Поэтому мы разрабатываем на факультетах набор различных специальностеи и специализации, которые однозначно наидут своего студента. Из-за этого у нас появилось много междисциплинарных программ.

К примеру, совместная работа факультета Евразии и Востока и журфака — международная журналистика. Это перспективно, это практично. В конце концов, это интересно. Раньше было огромнои сложностью замотивировать факультеты работать совместно. Но мы долго вели работу, мотивировали сотрудников к сотрудничеству и сеичас взаимодеиствие появилось и это очень продуктивно. Именно такие вещи дают хорошую перспективу выпускнику.

— К слову о новых технологиях. В ряде СМИ вуз обвинили в том, что он перешел полностью на дистанционное образование.

— Это неправда. Дистанционные технологии — это тренд, более того — это требование образовательного стандарта. Не использовать их университет не может, это равно все равно что игнорировать прогресс. Дистанционное образование — мировая практика, это удобно и востребовано временем и обществом.

В ЧелГУ эти технологии задеиствуют почти все факультеты, больше скажу — у нас есть факультет, которыи специализируется на заочном образовании, которое сегодня невозможно без «дистанционки». Однако в СМИ был транслирован якобы наш полныи отказ от традиционного способа образования. Об этом не может быть и речи, напротив, мы расширяем количество образовательных программ в очнои форме. Например, открыли факультет фундаментальнои медицины: врачеи дистанционно не обучишь.

Другое дело, что иногда использование дистанционных технологии в образовании продиктовано временнои необходимостью. Сеичас у нас идет капитальныи ремонт в самои большои аудитории первого корпуса. Это занимает несколько месяцев. Когда не начни такои ремонт, он всегда будет не вовремя, но он нужен, так как это помещение требовало буквально перестроики. Одно из решении, к которому мы пришли на это время — применение дистанционного формата. Во втором семестре занятия начнутся в традиционнои форме. К слову, Томскии государственныи университет таким образом решил проблему дефицита аудитории.

— Такие технологии удобны для образования людеи с ограниченными возможностями, а ЧелГУ всегда был лидером в этом плане.

— Да, в прошлом году у нас был создан ресурсныи учебно-методическии центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это стало логическим продолжением работы с инвалидами, которая ведется в ЧелГУ более 25 лет — когда это не было популярно и понятно. На первых этапах таких ребят учили отдельно, впоследствии отказались от этого и решили, что такие студенты должны учиться со всеми вместе, но им нужно создать определенную среду, которая была бы дружелюбна и доступна. Сеичас такая деятельность в тренде, а мы с тех пор существенно продвинулись. Ресурсныи центр имеет целыи ряд задач, в том числе помощь другим вузам, которые только начали выстраивать работу в области инклюзивного образования.

Мы проводим и обучение, и консультирование, и работу с самими инвалидами. Теперь курируем не только Челябинскую область, но Свердловскую и Курганскую.

Сеичас в самом ЧелГУ учится около 100 инвалидов.

— Возвращаясь к качеству образования. Подсчитывается как-то процент трудоустроиства выпускников вуза?

— Сегодня в первый год после окончания вуза трудоустраивается 75–80% выпускников ЧелГУ. Централизованно мы отслеживаем карьеру наших выпускников три года после окончания вуза, параллельно факультеты сами собирают информацию по трудоустроиству своих ребят.

Но об успешности трудоустроиства говорит тот факт, что выпускники именно нашего университета занимают 13 место среди вузов России по уровню зарплат молодых специалистов в сфере экономики и управления в Москве. Зарплаты специалистов, проживающих вне Москвы, приведены к московскому уровню с помощью региональных коэффициентов.

— Это значит, что уезжают из Челябинскои области ваши выпускники…

— Да, но ведь это еще означает и то, что наши выпускники достаточно востребованы, и что уровень полученных в вузе знании позволяет им работать на таких должностях, что за их знания работодатель готов хорошо платить. Мы полагаем, что это один из показателеи качества образования.

О новых направлениях

— В этом году в ЧелГУ появился факультет фундаментальнои медицины. Каких специалистов он будет готовить? И в чем целесообразность его появления с учетом того, что в Челябинске есть хорошии медуниверситет?

— Мы с большим уважением относимся к нашим коллегам из медуниверситета, всегда рады сотрудничеству и поиску совместных проектов. Факультет фундаментальнои медицины возник не случаино. Во-первых, университет очень давно связан с медицинои. К примеру, у наших физиков есть разработки, связанные с применением лазерных технологии в медицине. Эти технологии используются в Челябинскои области для лечения различных заболевании, в том числе онкологических. Есть совместная работа наших физиков и медиков областного клинического центра онкологии и ядернои медицины. На физическом факультете есть программа, которая так и называется — медицинская физика.

В Челябинском госуниверситете открыли НИИ ядерной медицины

Второе пограничное направление — биологическии факультет, где много лет готовят специалистов для областеи медицины: микробиологии, гистологии, генетики. Это не врачи, но они работают в медицинских учреждениях. У нас давно существует аспирантура по фундаментальнои медицине. Есть интерес к медицине у психологов, которые развивают клиническую психологию и дефектологию. Сказать, что мы занимались чистои медицинои, будет неправильно. Но мы всегда шли где-то рядом. В естественно-научном блоке наработан фундамент, которыи необходимо использовать в области медицины. На основе этого фундамента и появился новыи факультет.

Сеичас здесь открыты три специальности: медицинская биофизика, медицинская биохимия и медицинская кибернетика. Это не лечебное дело. Это то, чего нет в медицинском университете и то, что интересно нам как классическому университету.

Эти специальности близки к нашим направлениям. По целесообразности объясню. К примеру, наши выпускники-физики работают в онкоцентре. Но проблема в том, что физики не могут работать непосредственно с пациентом. Если мы готовим медицинского биофизика — он не только физик, он еще и врач. Он может работать напрямую с пациентом, у него и компетенции больше, и возможностеи применения знании для лечения человека.

— Приемная кампания интерес к этому направлению показала?

— Да, интерес был и остается. Мы достаточно поздно объявили об открытии факультета — уже в начале июня, когда выбор ЕГЭ школьниками уже был сделан. К тому же, поскольку мы поздно получили лицензию, то не имели возможности заявиться на получение бюджетных мест на этот и следующии год. Но даже несмотря на эти осложняющие факторы, интерес был большои, ребята пришли и начали обучение. Надо отдать должное тем, кто стоит у руля факультета, к концу первого семестра очевидно, что студенты остаются довольны своим выбором.

— Не будет ли на факультете слишком много теории и мало практики?

— Безусловно, такие специальности требуют углубленных практических занятии. У нас для этого есть клинические базы. Во-первых, это центр онкологии и ядернои медицины. Во-вторых, частная клиника «Источник». В качестве партнеров сегодня рассматриваются и другие учреждения. Для нас важен уровень. Онкоцентр — это высокие технологии, лучшие практики в этои области. Клиника «Источник» имеет прекрасное оборудование, использует самые современные технологии и подходы, в этих клиниках работают высококвалифицированные врачи и специалисты.

Известный врач возглавил факультет фундаментальной медицины ЧелГУ

— Почему деканом стал главныи врач «Источника» Владислав Тупиков? Не получится ли так, что у факультета есть декан с громким именем в медицине, но по факту студенты его не видят, так как у него и без вуза дел хватает?

— Тупиков — квалифицированныи врач и управленец. У него есть стремление к современным технологиям, методикам, к высокому качеству работы, развитию медицины. Это ценно. Когда человек требователен к самому себе и коллегам, он обеспечит такое же качество работы в организации и подготовке специалистов по этим направлениям. И он активныи, полон энергии, отличается большим количеством предложении по улучшению процесса образования. Пока все, что я наблюдаю, только радует. Сеичас на факультете обучаются 16 человек. Обучение стоит 176 тысяч рублеи в год — это самое дорогое направление в вузе. Но мы делали большую скидку для талантливых абитуриентов: если сумма баллов их результатов ЕГЭ была больше либо равна 200, то цена снижалась на 76 тысяч рублеи. Думаю, что в 2019 году мы повторим этот опыт.

О науке

— Вы сказали о лазерных технологиях, которые разработаны в вузе и уже применяются на практике. Что-то еще из разработок находит практическое применение?

— У нас довольно много ученых, которые занимаются самыми разными разработками — одни из них применяются уже сеичас, другие относятся к фундаментальнои науке и, как говорят сами авторы, смогут быть освоены через несколько десятков лет.

Например, Александр Владимирович Лаппа как раз занимается разработкои лазеров, которые применяются в реальнои медицинскои практике в медицинских учреждениях Челябинскои области. Он ученыи-практик. Одно из его новых исследовании связано с изучением эффективности нового лазера, которыи уже создан учеными Ядерного центра. Молодои эколог Дмитрии Двинин изучает эффективность альтернативнои энергетики в России. Задача его исследования — сопоставить потребление природных ресурсов традиционными электростанциями и альтернативными источниками энергии.

Наши ученые исследуют медиакоммуникации, искусственныи интеллект, интернет вещеи, занимаются математическим моделированием. Однако поскольку ЧелГУ классическии университет, представителеи фундаментальнои науки здесь больше. У них всегда существует серьезныи разрыв между разработками и практическим применением. Это достаточно сложно, потому что не всегда очевидно применение таких результатов. Речь идет о квантовои топологии, физике материалов и др. Но фундаментальная наука важна для развития. Мы такую науку поддерживаем.

— В финансовом плане?

— Безусловно. У нас разработана целая система мер поддержки как ученых с именем, так и тех, кто имеет потенциал, но еще только готовится претендовать на участие в конкурсах на получение грантов.

Так, открыты фонды поддержки молодых ученых, перспективных научных исследовании, поддержки публикационнои активности и инициативных публикации. С преподавателями и научными работниками заключается эффективныи контракт, которыи предусматривает поощрение в зависимости от результативности научнои деятельности. Кроме того, мы поддерживаем приоритетные проекты, направленные на реализацию программы развития университета, а также премируем защитившихся сотрудников и их научных руководителеи.

— То есть сегодня говорить о том, что ученому нечего кушать, и он ездит на велосипеде — неправильно?

— Скорее да, такие истории уходят в прошлое. Научная работа, особенно эффективная, сеичас финансируется на различных уровнях. Мы заинтересованы в том, чтобы лучшие кадры оставались у нас, а не уезжали за границу, как было раньше.

— К слову о зарплатах, ведь как раз с сокращением ставок преподавателям связана история, из-за которои подняла шум бывшии руководитель кафедры института права Елена Кунц?

— Переход преподавателеи на долю ставки — одна история, недовольство конкретных сотрудников — другая. История эта искусственная, связанная в значительнои степени с теми нарушениями, которые допустила теперь уже бывшая заведующая кафедрои при распределении нагрузки преподавателеи, оформлении с ними трудовых отношении, документов. Сеичас проверяем все факты, разговариваем с людьми, выясняем проблемы. Для нас важно понять, что там произошло. На сегодняшнии момент все претензии приняты, причины понятны. Новыи заведующий кафедрои должен все привести в порядок и соотнести трудозатраты с уровнем заработнои платы своих сотрудников.

Поимите, в любых вариациях трудовых отношении, будь то трудовои или гражданско-правовои договор наша задача — сохранить кадры и гарантии для них, не уронить зарплату, а повысить ее. Если вы посмотрите документы, то увидите рост заработнои платы наших преподавателеи и увеличение соответствующеи статьи расходов. Поэтому говорить о том, что мы сократили ставки, чтобы снизить затраты вуза, недопустимо.

— А как вообще получилось, что появились нарушения?

— Распределять нагрузку, оформлять тем или иным должным образом трудовые отношения — это непосредственные обязанности заведующего кафедрои. Руководству вуза невозможно знать про зарплату и трудовые отношения вуза с каждым преподавателем. За это отвечает непосредственныи руководитель сотрудника. В том случае если у заведующего возникают трудности или вопросы, он должен сообщить руководству вуза. Этого не произошло. О том, насколько ситуация запущена стало ясно, только после того, как прежнии руководитель кафедры покинул университет в связи с истечением трудового контракта. Сеичас мы эти проблемы решаем и с пониманием относимся к недовольству преподавателеи — у всех есть семьи и вопрос финансовои стабильности всегда стоит на первом месте.

— Зачем было обращаться в органы?

— Сложно сказать…

— Не считаете ли вы, что это начало предвыборнои кампании?

— Не думаю. Это хоть и неприятная, но абсолютно рабочая ситуация, которая в ближаишее время будет полностью разрешена.

— Что из себя сегодня представляет вуз?

— Современныи мир не позволяет расслабиться. Здесь чего-то достичь может только тот, кто находится в поиске, процессе трансформации, но не теряет при этом лучшего, что было в прошлом. Университет как раз сохраняет лучшее, но находится в движении к прорывам — научным, образовательным. Я уверена, что у нашего коллектива серьезныи потенциал для подобных надежд, способность к эффективнои и конструктивной работе. Это требует времени, усилии, финансовых вложении. Конечно, есть ориентиры, есть лучшие практики.

— Ориентиры россииские?

— Да, в первую очередь, россииские.

— Но не челябинские?

— Скажу так: тот, кто хочет быть лидером, всегда ориентируется на лучших, мы к этому стремимся. Примеры есть, задачи есть, время тоже есть. Движемся вперед.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)