Иван Филипов
Опубликовано: 07:01, 07 декабрь 2018
По материалам: znak
Другие новости

Борис Шалютин — о том, что спасет курганскую медицину, оказавшуюся на грани катастрофы

Борис Шалютин — о том, что спасет курганскую медицину, оказавшуюся на грани катастрофыДепутат Курганской областной думы Борис Шалютин страница Бориса Шалютина в соцсети Facebook

В Кургане есть замечательные врачи, наверное, не одна сотня. Есть они и в моем близком и даже очень близком окружении. Низкий поклон вам, дорогие, спасибо огромное, что много-много раз спасали моих родных и друзей. И то, что я дальше напишу, — уж точно не критика в ваш адрес. Потому что боль эта — наша общая: и настоящих докторов, и тех, кто нуждается в их помощи. Нельзя воспринимать как должное, что по вызову скорой помощи вместо врача приходит фельдшер, что участковый врач — тоже не врач, а фельдшер (процент не знаю, но много), что к узким специалистам очередь на несколько месяцев, а порой таких специалистов в области просто вообще нет.

Есть довольно узкий круг лиц, в том числе среди принимающих ключевые для области решения персон, которым это более или менее безразлично, поскольку за счет позиции во власти и/или тугого кошелька они легко попадают к лучшим врачам, отодвигая общую очередь, а если таковых в области нет, то без проблем перемещают свои ценные тела в Екатеринбург, Москву или бесконечно загнивающую Европу (Америку, Израиль…). Узкий круг не волнуют те, кому Европа не по карману, их вообще никто рождаться не заставлял, как проговорила недавно одна особа из соседней области, пока сохранившая, кстати, свой пост. И это, несомненно, одна из важных причин того, почему общее состояние медицинского обслуживания населения в Зауралье находится вот именно там, где находится.

Если бы ВИП-персоны, их чада лечились в Кургане, дела бы уж точно обстояли иначе. Не могу, правда, не отметить, что недавно из уст руководителя области впервые зазвучала, в общем, адекватная оценка положения дел в этой сфере.

Больше того, завтра, 7 декабря, состоится обстоятельное обсуждение кадровой ситуации, в котором примут участие руководители медвузов Урала. Ключевой вопрос — перспективы организации подготовки врачей в Кургане. В преддверии этого события хочу представить некоторые данные, ну и базирующиеся на них соображения, на сей счет.

Никита Телиженко

В Курганской области, по данным на 2016 год, количество врачей на 10 тыс. населения составляло 29,3. Это 84-я позиции в России из 85. Ниже только Чеченская республика (28,1). В Чечне в силу общеизвестных обстоятельств ситуация радикально специфическая, общие закономерности здесь не работают, поэтому, чтоб не искажать картину, я далее выношу за скобки этот субъект Федерации. Среди остальных мы последние.

Нельзя сказать, что не предпринималось никаких усилий для обеспечения области врачами: целевые направления, ведомственное жилье, подъемные и т. п. Но вот только все это, съедая немаленькие деньги, не дает результата. В 2010 году в Курганской области было 2,7 тыс. врачей (в пересчете на 10 тыс. населения — 29,7), в 2016 — 2,5. Казалось бы, выход напрашивается: надо начать готовить врачей в Кургане. Тема старая. Еще легенды Курганской медицины Гавриил Илизаров и Яков Витебский мечтали об этом. С момента образования университета в средине 90-х в Кургане этот проект продвигал, подтверждая конкретными расчетами, заслуженный деятель науки РФ Александр Кузнецов. Но противники идеи стояли и стоят стеной, не желая видеть, что все иные меры (нужные и важные) позволяют только более или менее обеспечивать status quo.

Главный аргумент — это нам не по силам. Ну что ж, давайте посмотрим, как обстоят дела в других субъектах РФ, схожих с Курганской областью. Наше население, по последним данным, составляет 846 тыс. человек. Возьмем коридор от 700 тыс. до миллиона, в котором мы оказываемся как раз посередине. Таких субъектов, считая нас, двенадцать. Так вот, в трех из них имеются самостоятельные медицинские вузы, в семи — медицинские институты или факультеты в составе университета, в одном в ноябре текущего года университетом получена лицензия по специальности «Лечебное дело». И только в Кургане НИЧЕГО НЕТ, и до последнего времени региональная власть не предпринимала никаких усилий в этом направлении. Вопрос: почему ВСЕМ аналогичным нашему субъектам это по силам, а нам нет? ВСЕ понимают необходимость, и только мы не понимаем. Между тем и картинка с обеспеченностью врачами там совсем другая.

Коричневая горизонтальная линия — среднее значение для выборки, 48,3 на 10 тыс. человек, от которого Курганская область отстает на 40% (!). Заметим, что по России это число составляет 46,4, то есть обеспеченность врачами в аналогичных Курганской области субъектах выше (!) среднероссийской.

Теперь давайте посмотрим на тему с другой стороны. Обратимся к концу списка, к последней десятке, с 75-й по 84-ю позициям (от Костромской до Курганской областей). В нее входят субъекты со значительным разбросом населения, но среднее количество — 1049, тогда как в «нашей» выборке — 854. Так что же объединяет эту последнюю по обеспеченности врачами десятку? Наверное, ответ окажется совершенно неожиданным: там не готовят врачей. Не правда ли, удивительно? Оказывается, где не готовят врачей, там их и нет! И кто бы мог подумать?!

На самом деле, я немножко слукавил. Из этой последней десятки в двух субъектах есть-таки медицинские институты в составе университета — в Туле и в Тамбове. Но один нюанс: они появились только в 2007 году. Так вот, опять-таки, удивительным образом, в этих регионах количество врачей на 10 тыс. населения с 2010 по 2016 годы выросло на три единицы, в Тамбове с 34 до 37, в Туле с 33,1 до 36,2. У нас же оно, как мы видели, уменьшилось с 29,7 до 29,3.

Просто какие-то фантастические, революционные открытия: оказывается, если в субъекте Федерации начинают готовить врачей, то обеспеченность населения врачами возрастает!

Еще один «железный» довод, которым оперируют противники подготовки врачей в области: если даже их здесь готовить, они все равно убегут. Область непривлекательна, рядом «пылесосы» в виде куда более социально-экономически привлекательных соседей. Не стану спорить, конечно, будут убегать. Но не все. Чтобы не заниматься пустой болтовней, посмотрим на другую таблицу — обеспеченности средним медицинским персоналом по тем же самым двенадцати субъектам.


Оказывается, здесь мы выглядим вполне прилично, ровно в серединке в той же самой выборке. Больше того, в РФ по обеспеченности средним медперсоналом мы на 25 месте. Сравните: по врачам на 84-м, а по среднему медперсоналу — на 25-м. Что же, средний медперсонал не уезжает? Уезжает, и много. Разница только в одном: средний медперсонал в области готовят, а врачей — нет.

Вывод прост: развертывание подготовки врачей в Курганской области постепенно решит проблему крайнего дефицита врачебных кадров. Другого способа ее решения не существует.

Организация подготовки врачей — дело дорогое, очень сложное, ответственное и долгое. Здесь уже должны говорить профессионалы. Ограничусь несколькими краткими замечаниями.

Первое. Принципиально это возможно только в формате подразделения (института) Курганского госуниверситета, но ни в коем случае не филиала другого вуза на его базе. Вариант чужого филиала сегодня в российской практике отсутствует, его недостатки кажутся очевидными. В то же время абсолютно необходимо широкое сотрудничество с медвузами соседей на устойчивой договорной основе, в том числе на уровне субъектов, а не только самих вузов.

Второе. Без привлечения серьезных федеральных средств, только за счет области и университета, спонсоров реализация такого проекта практически невозможна. Значит, надо суметь привлечь эти средства.

Никита Телиженко

Третье. То состояние, в котором сегодня находится Курганский университет, не позволяет даже приблизиться к задаче подготовки врачей. Это смертельно опасно в прямом смысле слова (надо сказать, что понимание этого обстоятельства множит ряды противников рассматриваемого проекта). Функционирование главного вуза региона надо сначала хотя бы минимально нормализовать, и лишь потом приступать к реализации амбициозного проекта.

Четвертое. Даже при в целом хорошем качестве образовательной деятельности вуза подготовка к открытию специальности «лечебное дело» (а именно она должна быть первой, а возможно, и единственной) никак нельзя форсировать во времени. Высказанные некоторыми лицами намерения начать подготовку уже в 2019 году не просто утопичны, но, на мой взгляд, просто преступны.

Ну и самое последнее. Медицинский факультет в университете будет существенно и позитивно влиять на интеллектуальную атмосферу в области в целом, а также сможет послужить одним из системообразующих оснований развития самого университета, его выхода на качественно другой уровень. Стратегическое решение должно быть принято, и без проволочек развернута скрупулезная работа по подготовке его реализации.

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов. Она может не совпадать с мнением редакции или других сотрудников издания.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)