Иван Филипов
Опубликовано: 07:08, 08 декабрь 2017
По материалам: rusvesna
Другие новости

Война и мир: о международной повестке для Владимира Путина

Война и мир: о международной повестке для Владимира Путина

Известный российский журналист, теле- и радиоведущий, историк Евгений Сандро, внук выдающегося российского дипломата Евгения Примакова, рассуждает об актуальной международной повестке дня для президента РФ Владимира Путина.

Главная ценность внешней и внутренней политики России — это, безусловно, наш суверенитет. Мы никогда не будем готовы передавать его кому-то или ограничивать его. Носитель суверенитета — наш народ. Это условие нашего выживания как государства.

Суверенитет не может быть целью, это условие.

Цель же России в международных делах традиционна для её культуры и истории, по своей сути она не менялась в течение веков.

Эта цель — сохранение мира.

В самом русском языке слово мир уже означает и гармонию справедливости, и населённую людьми вселенную.

И когда мы говорим это самое важное для нас слово, оно означает и сохранение жизней людей, и сбережение прав, и суверенитета, и сохранность земли, морей, природы. Именно так многогранно слово «мир» для России.

Россия как немногие другие страны перенесла трагедию мировых войн, через наши земли проходили полчища завоевателей, уничтожая русский и другие народы.

Расселённость и протяженность в пространствах Великой Евразии определили нашу историческую судьбу как нации, которой приходилось раз за разом отбиваться, сражаться, выживать и возрождаться.

Нет другой такой общности в мире, такого народа, для которого слова «лишь бы не было войны» оставались настолько выстраданными.

Мы не пацифисты. Мы вооружены самым страшным оружием на Земле. Но никогда оно не было для нас оружием завоевания, оставаясь всегда оружием самозащиты. Ядерное оружие после Второй мировой войны сохраняет мир от глобальной катастрофы, так как обнулило шансы любого возможного агрессора на победу.

Мы ведём ожесточенную войну со страшным злом терроризма, злом, которое несёт угрозу для выживания людей в самых разных частях света — и на Ближнем Востоке, и в Европе, и в Средней Азии, и в Америке.

Но никогда эта война не была и не будет самоценной, это тяжкое бремя, которое нам приходится с честью нести для того, чтобы сохранять мир, во всех значениях этого слова.

Россия совершала и трагические ошибки, в которых мы признаемся, такой ошибкой было вмешательство в Афганистан в 1979 году. Но даже тогда нами двигало желание обеспечить процветание афганского народа, пусть ошибочное и неверное.

Наши воины-интернационалисты были настоящими героями, и до сих пор в Афганистане вспоминают не только войну с СССР, но и ту помощь, которую оказывала наша страна, когда строила дороги, школы и больницы. Мы не извиняем себя за ошибки, Россия заплатила за них сполна, в том числе и катастрофой разрушения Советского Союза.

Сейчас западный политический мир настолько повысил ставки, что риск нового глобального конфликта приблизился к временам Холодной войны.

«Запад», под которым мы понимаем политико-экономическую гегемонию США/англосаксонских элит, озабочен вопросом сохранения своего влияния в условиях тектонического переформатирования мира: он давно уже не моноцентричен, он всё более прочно мультиполярен.

Этот «Запад» готов влезать в любые авантюры, для того, чтобы продлить своё комфортное существование, обеспечить безопасность своей зоны экономического и политического комфорта.

А значит перед ним не стоит цели установления и сохранения мира в смысле гармонии и справедливости. Целью остаётся завоевание и удержание мира в смысле территории и соотношения сил.

Оружие массового поражения распространяется на Земле с пугающей скоростью. Международные институты, которые были созданы после Второй мировой для того, чтобы предотвращать конфликты, всё хуже справляются с этой главной своей задачей.

Вмешательство во внутренние дела, провоцирование гражданских, национальных, религиозных конфликтов происходит на Украине, в Сирии, в Африке, Азии, Латинской Америке. Новые войны начинаются с невероятной простотой, их обеспечивает развитие индустрии логистики, распространность оружия, медийные технологии — каких не было во времена противостояния двух систем в 50–80-е годы.

НАТО вновь восстанавливает свою мощь, на восточных границах Атлантического блока размещаются войска, которые никак не предусмотрены прошлыми соглашениями между Россией и НАТО, США уже вышли из Соглашения по Противоракетной обороне и активно строят системы ПРО вдоль наших границ. Сперва нас уверяли, что системы ПРО не направлены против нас, но эти объяснения даже формально уже не используются.

Сейчас США ставят вопрос о выходе из Договора о сокращении ракет средней и малой дальности в Европе: по сути, они уже нарушили его, разместив пусковые установки системы ПРО — это те же установки, что используются для пусков ракет средней и малой дальности.

Очень много новых «эффективных управленцев» международной политикой и финансами, которые с лёгкостью оперируют жизнью и смертью, войной и миром, как будто эти категории что-то вроде банковской проводки или решения о новой эмиссии облигаций.

Трагические по своим последствиям решения делаются пугающе легко. Мы видели это в Югославии, в Ираке, в Ливии, в Сирии. Запомним это, когда нас в очередной раз упрекнут в том, что «русские милитаристы ведут захватнические войны».

А Россия уже объявлена врагом западного мира. В ход идёт любая грязь, шантаж, ложь. «Запад» сохраняет себя, консолидируя население «русской угрозой».

И мы понимаем, что более не можем влиять на эту осознанно враждебную к нам политику. Да, раньше у России были иллюзии, что мы можем что-то сделать, договориться с «Западом», чтобы наши отношения перестали деградировать.

Очевидно, что нет, и мы просто не можем сейчас предсказать, как далеко готовы зайти элиты западного мира. «Просвещенные европейцы» бесстрашно испытывают русское терпение на востоке Украины. А Пентагон обещает передать обманутым украинцам оружие против русских.

России приходится ежедневно реагировать на новые антирекорды американской риторики в адрес России. Кажется, пора признать тот факт, что американские элиты готовы на дальнейшее ухудшение отношений с Россией до отзыва посольства и — пусть и на экспертном уровне или на закрытых совещаниях — уже обсуждаются варианты возможного военного противостояния, пусть и на ограниченном театре военных действий.

Мы можем не соглашаться с нашими европейскими соседями и с «Западом» в целом в представлениях о ценностях, определении демократии и суверенитета, можем спорить с ними.

Сейчас именно Россия, сохраняя основы старой европейской морали и этики, остаётся настоящей хранительницей европейских ценностей, таких, как их описывали великие Просветители: Вольтер, Руссо.

Это, в первую очередь, понимание демократии как воли большинства в сочетании с защищенностью меньшинств.

«Запад», очевидно, полагает, что идейно ушёл далеко вперёд, придя к примату меньшинства над большинством. «Ваша демократия ненастоящая», — говорят нам.

Ну что ж, это спор о категориях и нашем праве определять свои ценности как часть нашего суверенитета. Но всё это будет бессмысленно, если мы вновь не утвердим главное: спор не может касаться вопроса сохранения мира.

Мир стал опасен. Мир в опасности.

Мы должны вновь заговорить о самом важном для нас, страны и народа, пережившего столько войн — и выжившего не раз, и много раз победившего.

То, отчего мы никак не забудем Великую Отечественную, отчего до сих пор у девчонок, что родились в конце XX века наворачиваются слёзы на глазах при звуках военных песен. То, что вспоминают старухи, когда сохраняют чёрствый хлеб.

Мы будем говорить о войне и мире. И будем призывать к миру.

Нас уже нельзя «развести» как встарь, нельзя заставить «покаяться» и «разоружиться». Во-первых, мы уже это проходили и не верим таким разговорам. Во-вторых, наша вооруженность — это гарантия нашей мирной жизни, а не угроза соседям.

Мы перевооружались, чтобы защищать мир, а не чтобы завоевать его — и тут есть большая разница с тем, что говорят и делают американцы и европейцы. Российская армия все последние годы именно восстанавливалась, а не наращивала себя. Её задача — победить в возможной войне, а не начать её. Цель России — чтобы война никогда не произошла.

Сохранение мира — это послание изменит многое уже потому, что спорить с ним невозможно, нельзя противодействовать стремлению обеспечить и сохранить мир без потери лица. «Россия за мир» — и не может случиться такого политического самоубийства, чтобы ответить «мы не согласны».

Особенно тяжело придётся набухшей на крови нынешней киевской власти. Порошенко шёл на выборы с лозунгом «Я прекращу войну» — и обманул собственный народ.

Люди, уставшие от похорон, будут готовы идти к президентскому дворцу с требованием мира, даже те из них, кого никогда не убедить, что украинцы — часть русского народа. Согласие в том, что война есть зло, а мир есть благо, примирит украинцев.

В Европе обязательно появятся люди, которые встанут у ворот военных баз и перекроют железные дороги, когда на восток везут на платформах военную технику.

В Америке и Азии, Африке и Европе люди проголосуют за мир на любых выборах — и против любых политиков, что раздувают военные бюджеты и военную истерику. Будут ли это пацифисты, новые хиппи, популисты или кто-то ещё — не важно.

Они уже были в Европе и США, был и наш удивительный опыт страны, которая ставит сохранение мира во всём мире одной из своих главных задач. Каждый сторонник мира — союзник России.

Сохранение мира — это единственная этически безупречная идея и цель, которая может быть в российской внешней политике, цель безусловно справедливая.

Ничто не ново. Миру — мир.

Евгений Примаков-младший (Сандро)

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: