Конопля в Пензенской области: что мешает развивать перспективное направление?
Сотрудница Пензенского НИИСХ Ольга Зеленина, которая продолжает оставаться в числе подсудимых по «маковому делу», приняла участие в конференции по развитию коноплеводства.
Автор:Дмитрий Инюшкин
В рамках выставки «Золотая Осень» на ВДНХ состоялась конференция «Возрождение отечественного льноводства и коноплеводства для текстильной и оборонной промышленностей». Пензенскую область на ней представляли президент Агропромышленной ассоциация коноплеводов (АПАК) Александр Смирнов, врио директора Пензенского НИИСХ Дмитрий Долженко и сотрудница лаборатории селекции конопли Ольга Зеленина, которая в настоящее время остается в числе подсудимых по так называемому «маковому делу» в Брянском областном суде.
Упоминание об этом судебном процессе неизбежно и необходимо: в России не одно уголовное дело возбуждено в связи с оборотом пищевого мака, который в таких случаях пытаются выдать за наркосодержащее вещество. Похожая проблема может возникнуть и с посевной коноплей, перспективной сельскохозяйственной культурой, внесенной в перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.
Напомним, что в Пензенской области, исторически относящейся к числу развивавших это направление, планируется строительство завода по глубокой переработке конопли, о чем говорилось уже неоднократно. Последняя по времени новость на эту тему вышла на прошлой неделе. Графики свидетельствуют о том, что посевные площади конопли в современной России на протяжении многих десятилетий неуклонно снижались, однако за последний год выросли более чем в два раза.
Но на пути к успеху в масштабах страны, по мнению Ольги Зелениной, которая как сотрудник НИИСХ много лет работает именно над тем, чтобы лишить и мак, и коноплю наркотической составляющей, стоят системные проблемы: «Для того, чтобы выйти на необходимые объемы, нужны государственные инвестиции и внесение изменений в нормативные акты. Законодательно нужно разграничить сорта технической конопли, внесенные в Государственный реестр селекционных достижений, от наркотического средства «каннабис (марихуана)».
Хотя в нашей стране возделывается техническая конопля, сорта которой не обладают никакими дурманящими свойствами, слова «конопля» и «марихуана» до сих пор очень часто воспринимаются как синонимы не только обывателями, но и людьми в погонах. А значит, те, кто занимаются этой культурой, ходят под угрозой уголовного преследования. Увы, по словам Ольги Зелениной, для правоохранительных органов особой разницы между коноплей и каннабисом нет.
При этом отметим интересный момент, о котором упоминает директор Агропромышленной ассоциации коноплеводов Альберт Попов: «Там, где растет ненаркосодержащая конопля, нет места наркоманам. Это особенность культуры —в радиусе пяти километров с технической коноплей все посадки конопли за счет перекрестного опыления имеют низкие показатели тетрагидроканнабинола, запрещенного наркотического вещества. И те, кто пытается возделывать наркосодержащую культуру, как огня боятся наших полей».