Иван Филипов
Опубликовано: 19:32, 01 декабрь 2017
По материалам: znak
Другие новости

Свердловское НПО «Автоматики», раздосадовавшее Путина, могут лишить космических проектов

Игорь ПушкаревСвердловское НПО «Автоматики», раздосадовавшее Путина, могут лишить космических проектов«Союз 2.1а»сайт Роскосмоса

Екатеринбургское НПО «Автоматики им. Н. А. Семихатова», специализирующееся на создании систем управления космических аппаратов, может лишиться работы по этому направлению. Как стало известно Znak.com, недавно предприятие проверялось госкорпорацией «Роскосмос». По итогам ревизии свердловчанам выдали объемный перечень предписаний и месяц на устранение претензий. Неисполнение может сказаться на присутствии НПО в космической сфере, в частности на их участии в проекте по созданию перспективной ракеты-носителя «Союз-5». Источники нашего издания утверждают, что уральцев пытаются выдавить «из космоса» московские конкуренты после прошлогоднего инцидента на космодроме «Восточный», где из-за детали, сделанной на НПОА, в присутствии Владимира Путина не запустилась ракета.

О проверке екатеринбургского НПО «Автоматики» комиссией ГК «Роскосмос» корреспонденту нашего издания рассказал один из сотрудников предприятия, имеющий непосредственное отношение к космической тематике. По его словам, к проверке были привлечены специалисты других предприятий-смежников по ракетно-космической отрасли. «Выкатили зачем-то кучу претензий. Местами просто смешных, вроде пыли на станках. До конца года дали срок все исправить», — уточнил собеседник.

По его словам, многие сотрудники НПОА восприняли итоги этой проверки болезненно. «Написали об этом даже в нашей корпоративной газете [«Автоматика»]. Успокаивали — мол, замечания комиссии практически все устранены, ситуация под контролем. Только все знают, что с того случая по «Восточному» в прошлом году москвичи планомерно пытаются нас выдавить из космоса и самостоятельно сесть на госбюджет по нашей тематике. Проверка эта тоже не случайно началась, а как только мы попытались втянуться в проект по «Союзу-5»», — обрисовал опасения коллектива НПОА собеседник.

Упомянутая ситуация прошлого года на «Восточном» — это неудачный премьерный старт ракеты «Союз-2.1» с новейшего на тот момент российского космодрома в Амурской области. Запуск был назначен на 27 апреля 2016 года. Для участия в нем на космодром прибыл президент РФ Владимир Путин. За минуту до старта пуск пришлось отменить. Случившееся объяснили проблемой с одним из приборов ракеты. «Союз-2.1» запустили со второй попытки на следующие сутки. После этого глава государства устроил руководителям космической отрасли разнос за случившееся.

Очень быстро выяснилось, что сбой произошел из-за кабеля, изготовленного на екатеринбургском НПОА. В СМИ тогда распространили информацию о том, что он был сделан «не по конструкторской документации и оказался без нескольких необходимых перемычек». Ответственность на себя взял руководитель предприятия Леонид Шалимов, проработавший на НПОА всю свою жизнь, в том числе с 1997 года в должности генерального директора.

Экс-глава НПО автоматики Леонид Шалимов, который был уволен после срыва запуска ракетыДарья Шелехова

Чуть позже в интервью Znak.com Шалимов заявил, что уволился, ибо «кто-то должен был отвечать за эти нелепые ошибки». Он настаивал, что ничего чрезвычайного на космодроме «Восточный» 27 апреля 2016 года не случилось. Первый старт — «это летно-конструкторские испытания», которые предполагают «право на ошибку». Более того, Шалимов подчеркивал, что «все сработало штатно» и, если бы «не было Владимира Владимировича, никто бы не обратил на этот момент никакого внимания». Проблему устранили бы «в рабочем порядке» и повторили пуск.

Экс-директор «НПО Автоматики» Леонид Шалимов — про перенос пуска «Союза» и планы на будущее

Шалимов признал, что на сборочную площадку ракеты-носителя «Союз-2.1» попал «недоработанный кабель». Но из пояснений экс-директора НПОА следовало, что о возникшей проблеме его специалисты знали еще за год до старта. Ее обнаружила наблюдательная монтажница, работавшая со вторым кабелем этого типа. Тогда выяснилось, что ошибка вкралась в электронную документацию, по которой собирались эти кабели. О ситуации доложили во все инстанции, но по какой-то причине проблемный кабель не отправили на доработку, а поставили на ракету.

Сегодняшний собеседник Znak.com в НПОА уверяет, что ситуация выглядела еще более странно. «На сборочную площадку зачем-то отправлялись оба кабеля со всей пояснительной документацией: и правильный, и неправильный. Почему на ракету поставили неправильный — вопрос уже не к нам. Факт в том, что после этого мы планомерно начали терять позиции в космической тематике», — пояснил он.

Действительно, новый директор НПОА Андрей Мисюра (пришел вместо Шалимова весной 2016 года) много раз заявлял, что видит своей главной задачей наращивание объемов выпуска гражданской продукции. В этом году, например, стало известно о переговорах предприятия с чешской компанией «Прагоимекс» по модернизации трамваев Tatra-T3, используемых в Екатеринбурге. В июле на пресс-конференции в Екатеринбурге Мисюра заявил, что этот проект не задался и НПОА теперь сотрудничает с Усть-Катавским трамвайным заводом (Челябинская область). Кроме того, предприятие включилось в проект «Уралмашзавода» по созданию опытных образцов кабин для экскаваторов и в проект поставки систем управления для продукции корпорации «Ростсельмаш» (выпускает комбайны, тракторы, кормозаготовительную технику, оборудование для животноводства — Znak.com).

То, что ситуация с недавней проверкой «Роскосмоса» грозит позициям НПОА в космической тематике, корреспонденту нашего издания подтвердил еще один источник в отрасли. Этот собеседник высказал также опасение, что по итогам ревизии может встать вопрос об участии екатеринбуржцев в работах по ракете-носителю «Союз-2» и, в перспективе, по «Союз-5».

Znak.com направил официальный запрос с просьбой прокомментировать ситуацию на имя гендиректора НПОА Андрея Мисюры. «В период с 9 по 13 октября 2017 года АО «НПО Автоматики» действительно планово проверялось комиссией госкорпорации «Роскосмос» по вопросам обеспечения качества процесса создания систем управления для изделий ракет-носителей типа «Союз-2». К проверке также были привлечены специалисты других предприятий ракетно-космической отрасли, задействованных в сфере разработки и создания космической техники. По итогам работы комиссии АО «НПО Автоматики» были даны рекомендации по совершенствованию системы качества и контроля при производстве космической техники», — говорится в письменном ответе руководителя.

Источник на предприятии считает, что екатеринбуржцев из космической отрасли выдавливают москвичиЯромир Романов

Вместе с тем в комментарии подчеркивается, что «оценка готовности НПОА к участию в проекте создания перспективной ракеты-носителя «Союз-5»» в перечень вопросов, подлежавших проверке, не входила. «На данный момент специалистами НПО «Автоматики» разработан эскизный проект системы управления ракеты-носителя «Союз-5». Он направлен на рассмотрение в головную организацию — ракетно-космический центр «Прогресс». Решения на данный момент не принято», — утверждается в ответе НПОА.

Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, ракета-носитель «Союз-5» — это ракета среднего класса со стартовой массой около 270 тонн. В перспективе она должна заменить «Союз-2». Соответственно, закладывается возможность доставлять космические аппараты и грузы на орбиты различных высот и наклонений, включая солнечно-синхронную, геопереходную, геостационарную. На низкую околоземную орбиту (высота 200 километров) «Союз-5» сможет выводить грузы массой 9 тонн.

РКЦ «Прогресс» и смежники начали разрабатывать проект данной ракеты-носителя в инициативном порядке. В федеральной космической программе на 2016–2025 годы работы по созданию перспективной ракеты среднего класса прописаны как «опытная конструкторская работа ‚Феникс‘. Первый летный образец ‚Союз-5‘ должен быть создан в 2021–2022 годах. Сами летные испытания предварительно назначены на 2024 год.


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: