В Челябинске бурно поспорили вокруг планировки территории под конгресс-холл и набережную
В Челябинске на публичных слушаниях 30 ноября представили проект планировки территории под будущим конгресс-холлом и пешеходной набережной реки Миасс. Согласно представленному проекту, на этой территории должен появиться мост, который будет продолжением улицы Цвиллинга и уведет автомобильный поток к развязке Братьев Кашириных — Свободы. Сейчас в этом месте расположен двор филармонии.
«Что будет с недостроем Лебедева?» — задал вопрос руководитель группы «Архистраж» Юрий Латышев. Речь идет о недостроенном здании, возведенном коммерсантом Лебедевым на территории острова-сада, который пришлось засыпать. Стройка встала несколько лет назад, сейчас здание заброшено. Изначально его планировали достроить и разместить там пресс-центр саммитов ШОС и БРИКС, о возможности проведения которых говорят власти. Однако обследование показало, что здание построено по устаревшему проекту и приспособить его для чего-то полезного не удастся. При этом сам Лебедев уже несколько лет находится за границей.
«В настоящее время администрация города подала в суд иск с требованием снести это здание, так как там есть признаки самостроя. Теперь все зависит от решения суда», — ответили сотрудники мэрии Челябинска.
Но у краеведа были и другие вопросы к проекту. В частности, в проекте не отражено историческое здание — флигель дома Жукова, который сейчас располагается там, где на плане обозначено новое двухэтажное здание с подземной парковой.
«В проекте есть ошибка, — сказал Юрий Латышев. — Нельзя утверждать проект, пока здание не пройдет экспертизу и не будет дан ответ, представляет оно культурную ценность или нет. Это здание построено в годы Первой мировой войны, но сейчас доведено до бомжатника. Если вы утвердите проект, то вы заранее будете давить на эксперта, он будет знать, что здание идет под снос».
Кроме того, общественник выступил резко против того, чтобы мост по улице Цвиллинга был автомобильным.
«Этот мост должен быть пешеходный, — заявил Юрий Латышев. — Зачем мост для „членовозов“, для доставки Дубровского к конгресс-холлу? Это должен быть только пешеходный мост, иначе рушится вся концепция пешеходной зоны, которую вы разрабатываете, вы ее просто разбиваете этой дорогой».Но для дороги нашлось обоснование.
«Есть мнение, что Кировку нужно продлить до набережной, и тогда этот мост получает другое значение, так как возьмет на себе поток с улицы Кирова, — сказал депутат Челябинской городской думы Александр Павлюченко. — Но в любом случае назначение моста еще будет определяться в дальнейшем. Этот проект однозначно не говорит, каким именно будет мост: пешеходным или автомобильным».
Александр Павлюченко и Сергей РепринцевНо у краеведа еще остались вопросы. В частности, Юрий Латышев предложил вернуться к концепции острова-сада, который сейчас погребен под недостроем Лебедева, а также сохранить старинную отделку набережной, которая существует в районе здания концертного зала имени Прокофьева.
«Сад-остров еще Прокудин-Горский снимал, а Лебедев его засыпал, — сказал Юрий Латышев. — Почему бы его не восстановить, это гранитный останец, с доисторических времен. Надо вписать его в проект, а не закатывать в асфальт. Кроме того, набережную начала 19-го века нужно сохранить по максимуму. Мы уже уничтожили старинную мостовую за Гостиным двором, там делают парковку. Кое-как договорились с застройщиком на Цвиллинга, 15, чтобы он сохранил часть старой кладки. Если разбазаривать наследие, у нас будут нью-кварталы. Мы уничтожим все, что у нас осталось от истории».
Юрий ЛатышевСледующий блок вопросов поступил от группы «Челябинский урбанист», которая поругала проект за то, что он не предусматривает пешеходные дорожки и переходы через развязку Кашириных — Свободы, по которым люди могли бы попасть на улицу Российскую.
Глава комитета по градостроительству Сергей Репринцев ответил на это, что пешеходные дорожки будут запланированы позже и пройдут под эстакадами развязки. Сейчас эта территория представляет из себя пустырь, над которым проносятся автомобили, но эту землю отдадут будущему конгресс-холлу, который разместит здесь благоустроенные стоянки и технические службы, кроме того, будет оборудован проход к Российской.
Но главная причина, по которой здесь не планируются дорожки, — это отсутствие пешеходного трафика в этом месте, так как пришлось существенно сократить будущий сквер искусств, который будет частью набережной.«Проблема в том, что собственник территории не позволил расширять сквер, — сообщил Александр Павлюченко. — Верховный суд подтвердил права землепользователя, и никаких вариантов там уже нет. Сквер будет меньше, чем планировался изначально, и такого трафика в этом месте не будет. Верховный суд поддержал заявителя, который посчитал, что не хочет продавать муниципалитету землю по цене, которую назначит оценщик. По сути, тут мы выполняем решение суда».
В итоге публичных слушаний было рекомендовано главе Челябинска утвердить документацию на данную территорию. Но эмоций по поводу проекта у собравшихся осталось много.
Активисты «Челябинского урбаниста» передали руководителю хозяйственного партнерства «Конгресс-Холл», которое занимается строительством здания, Виталию Передерию свой проект планировки этой территории, попросили привлекать их к работе над знаковыми объектами, а также завалили экс-замминистра строительства региона вопросами.Особенно урбанистов волновал вопрос подземного перехода под улицей Кирова, который должен пропускать пешеходный трафик от исторического музея к конгресс-холлу.
«Весь мир закапывает подземные переходы, а мы их строим, вы Варламова вообще читаете? Там все написано, — спросили „урбанисты“ у Виталия Передерия, который формально отношения к переходу не имеет. — При этом люди игнорируют переходы, их провоцируют нарушать правила, бегать через дорогу».
Но Передерий все же попытался защитить коллег.
«При разделении автомобильных и пешеходных потоков резко падает аварийность, возьмите сводку ГИБДД и посмотрите, сколько пешеходов погибло там, где есть подземные пешеходы, — сказал он. — Кроме того, это вопрос экологии, машины дают больше всего выхлопов в режиме холостого хода, это происходит как раз в пробках. Плюс мы говорим о магистральных дорогах, где большой автомобильный поток и ограничивать движение транспорта нельзя».
«Это советский подход», — не унимались «урбанисты».
«Нет, такой подход во всем мире, — объяснил Передерий. — У нас Братьев Кашириных –Труда — одна из основных широтных магистралей. Нам просто некуда оттуда перенаправлять трафик. Когда решали вопрос по закрытию Кирова, все были против. Но ее закрыли директивно, и чтобы куда-то деть трафик с Кирова, нужно было реконструировать Свердловский проспект, сделать объезд по Свободе, расширить Энгельса. По сути, вокруг центра сейчас работает кольцо, не хватает только моста по Энгельса, чтобы его замкнуть. Закрыли одну улицу, а работ провели на миллиарды».
Виталий Передерий (слева)«Вы рассуждаете как чиновник, — парировали молодые люди. — А как же маломобильные люди, инвалиды, мамочки с колясками?».
«Есть прекрасные технические решения, — ответил Виталий Передерий. — Я был в Москве и сам пользовался лифтом в переходе».
«Будут ли они у нас работать? Давайте выйдем за угол, пройдемся по переходу Свободы — Ленина, в каком они состоянии?» — говорили активисты.
«Это вопрос финансирования», — заключил Передерий и закончил разговор.
Как ранее сообщал Znak.com, власти Челябинской области планируют построить конгресс-холл для проведения возможных саммитов ШОС и БРИКС на берегу реки Миасс, а также оборудовать пешеходную набережную. Для строительства холла правительство создало хозяйственное партнерство с уставным капиталом в 301 млн рублей. Было заявлено, что на строительство здания нужно порядка 7 млрд рублей, однако инвестор пока не найден. Власти планируют привлекать инвесторов на отдельные функции здания: кто-то вложится в гостиницу, кто-то в деловую зону. С инвестором набережной дела обстоят лучше: на эту роль рассматривается компания «РВМ-капитал», которая впоследствии планирует вернуть вложения за счет аренды от торговых точек, общепита и развлекательных объектов на набережной. Сообщалось, что для строительства набережной необходимо порядка миллиарда рублей.