РПЦ ответила еврейским общинам, протестующим против ритуальной версии убийства Николая II
Представителям РПЦ пришлось объясняться с руководством еврейских объединений России по поводу поднятой на этой неделе темы о ритуальной версии убийства императора Николая II и членов его семьи в 1918 году в Екатеринбурге. «Я имел разговор с руководителем крупнейшей еврейской общины России Александром Моисеевичем Бородой (президент Федерации еврейских общин России — Znak.com). Он мне позвонил. Я объяснил ему нашу позицию и, насколько я понимаю, он абсолютно удовлетворен был этим разговором и объяснением, что просто все передернуто», — передают РИА Новости заявление секретаря Патриаршей комиссии по изучению результатов экспертизы екатеринбургских останков епископа Егорьевского Тихона (Шевкунов). Он сделал его сегодня на брифинге в перерыве заседания Архиерейского собора, который второй день идет в Храме Христа Спасителя в Москве.
Как пояснил Шевкунов, в случае с гибелью царской семьи говорится «о революционном ритуале, о символизме, о ритуальном большевистском возмездии», и в данном случае нет никакого национального или религиозного контекста.
Он также отметил, что в РПЦ «с изумлением» наблюдают за публикациями в СМИ по теме экспертиз останков семьи императора Николая II, и заверил, что итогом расследования станет только полноценный документальный материал. «Мы должны представить и Церкви, и обществу только полноценный документальный материал. Ничего другого мы не принимаем. Ничего надуманного, ничего высосанного из пальца», — сказал церковнослужитель.
Конгресс евреев России выступил против ритуальной версии убийства Николая II
О расследовании версии ритуального убийства последнего российского императора, его супруги и детей 27 ноября во время конференции «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия» в Сретенском монастыре Москвы заявила следователь СКР Марина Молодцова. Именно она с 2015 года ведет новое следствие по изучению обстоятельств убийства Романовых и идентификации их останков.
Конференция в Сретенском монастыре проходила под патронажем РПЦ, которая ранее и выступила инициатором нового следствия. Участие в работе экспертного собрания принимал лично патриарх Кирилл. «У нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства. Более того, у значительной части церковной комиссии нет сомнений в том, что это так и было», — поддержал в тот же день тему секретарь епископ Тихон.
Заявления стали поводом для весьма жесткой реакции со стороны еврейских общин России. «В последние годы еврейская община России существует в условиях ослабевшего антисемитизма, который, если не исчез, то, по крайней мере, не пользуется поддержкой властей. Тем большую тревогу и возмущение вызывает широко обсуждаемая информация о том, что государственный орган — следственный комитет РФ — намерен расследовать версию о „ритуальном характере“ убийства последнего русского царя», — заявил глава московского офиса Евроазиатского еврейского конгресса Михаил Членов.
Он подчеркнул, что, несмотря на отсутствие прямого указания на евреев как организаторов и участников данного убийства, «очевидно, что обвинения в ритуальных убийствах, включая печально известный „кровавый навет“, в течение столетий были обращены именно против евреев и иудаизма». «В последние десятилетия мы были свидетелями того, как эту тему пытались поднимать самые отпетые антисемиты. В частности, именно как ритуальное убийство, осуществленное евреями, они представляли гибель Николая II и его семьи», — подчеркнул Членов.
Ранее, к слову, следственные органы России уже проверяли версию ритуального убийства царя в рамках следствия, которое вел с 1991 года следователь прокуратуры, а затем СКР Владимир Соловьев. Недавно на конференции в Екатеринбурге он сообщил, что исследовал «практику ритуальных убийств на территории России за весь период» и не было «ни одного дела, где бы это подтвердилось».
Тем не менее в церковной лавке Храма-на-Крови, построенного на месте расстрела царской семьи в Екатеринбурге, сейчас продается книга «По приказу тайных сил» историка-любителя Виктора Корна, в которой раскрывается позиция сторонников ритуального убийства Николая II. В ней на полном серьезе обсуждается, что царь и его семья были ликвидированы в ходе заговора членами иудейской секты, евреями по национальности. Отпечатано это издание по заказу монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев, воздвигнутого на Ганиной Яме — месте, где в 1918 году большевики пытались уничтожить тела расстрелянных.
Тема экспертизы царских останков ожидаемо освещалась и на нынешнем Архиерейском соборе. Сегодня в первой половине дня с докладом по этому поводу перед архиереями выступил отец Тихон. «Церковь не руководит следствием, ничего подобного быть не может», — подчеркнул он. И отметил, что «одним из явных недостатков» следствия, которое вел Соловьев, «было отсутствие исторической экспертизы».
РПЦ, поясним, до сих пор не признало найденные под Екатеринбургом останки в качестве царских. Несмотря на массу экспертиз, в том числе и ДНК, церковь фактически ставит под сомнение выводы следствия Соловьева, идентифицировавшего кости как принадлежащие Николаю II и членам его семьи.