Свердловские власти готовы повышать явку на выборах президента с помощью референдума
Кремль спустил в регионы поручение о необходимости повысить явку на выборах президента 18 марта 2018 года. Как стало известно Znak.com, в Свердловской области сейчас обсуждаются два варианта решения этого вопроса: референдум и розыгрыш призов. Розыгрыш призов уже был успешно опробовал на прошедших выборах губернатора региона. А вопрос о референдуме в регионе по разным вопросам поднимается почти перед каждой кампанией. Znak.com выяснил, насколько это возможно и эффективно.
Администрация президента спустила в регионы требование максимально повысить явку на выборах главы государства, рассказал Znak.com источник, близкий к свердловским властям. О необходимости максимизировать явку сегодня на заседании ЦИК также заявила председатель Центризбиркома Элла Памфилова. Теперь в администрации губернатора думают над тем, каким способом это можно сделать. Один из основных и самых легко реализуемых вариантов — проведение в Свердловской области референдума по острому вопросу. Такой вариант сейчас реализуется в Республике Коми: там инициативная группа уже начала сбор средств на по проведению референдума о переносе столицы региона в Ухту.
Первым вопрос о свердловском референдуме в публичную плоскость вынес депутат Госдумы Андрей Альшевских, который на своей странице на Facebook предложил проголосовать за переименование Свердловской области. «Вопрос переименования — это региональный вопрос. В принципе гипотетически провести референдум по нему можно, потому что время от времени вопрос поднимается, он всегда был в повестке. Я считаю, что по этому вопросу явка была бы достаточно большая, пришли бы как сторонники, так и противники переименования», — пояснил Znak.com Альшевских. Если будет необходимость, он готов лично возглавить инициативную группу по организации референдума.
Глава избиркома Екатеринбурга Илья Захаров подтвердил, что готовиться к гипотетическому референдуму нужно уже сейчас, потому что он должен быть назначен до середины января.Нужно успеть собрать инициативную группу, подготовить документы и сформулировать вопрос, отправить его в Заксобрание. Если Заксобрание одобрит вопрос, то нужно получить свидетельство о регистрации и собрать подписи. Эта процедура занимает не один месяц.
Захаров отметил, что не может придумать другого вопроса, кроме переименования Свердловской области, который бы заинтересовал жителей региона. Любые вопросы, касающиеся выборов, а также налогов или бюджета, по его словам, вынести на референдум нельзя, так как они регулируются федеральными законами.
Как обратил внимание Андрей Альшевских, власти обязаны исполнить решение, принятое на референдуме, поэтому тема для него будет выбираться так, чтобы не было никаких сюрпризов.По его словам, в избиркоме города все готово к референдуму, надо только найти финансирование на него. Скорее всего, деньги будут взяты из резерва, который формируется каждый год, хотя основная нагрузка ляжет на областной и федеральный бюджеты. Городской избирком, по словам Захарова, рассчитывал, что референдум в Екатеринбурге будет стоить порядка 70 млн рублей. Отметим, что в проекте областного бюджета на 2018 год на статью «Обеспечение проведения выборов и референдумов» заложено 149 млн рублей.
В свердловском избиркоме заявили, что пока к референдуму не готовятся.
О том, что явку на выборах президента могут поднимать с помощью местных референдумов, говорилось еще весной этого года. Как писали «Известия», референдум может дать прирост на 2–3%. Издание со ссылкой на источники писало, что в первую очередь на референдум могут вынести вопросы о переименовании городов (например, Волгоград в Сталинград). В Свердловской области совмещение выборов с референдумом поднимается каждые выборы. Например, во время выборов в Госдуму в 2016 году партия «Парнас» пыталась вынести на обсуждение вопрос о возвращении прямых выборов мэра в регионе, в 2015 году с такой же инициативой выступали в Березовском.
Вопрос о переименовании екатеринбургских улиц могут решить на референдуме в 2018 году
Ни одна из идей так и не была реализована. Стоит добавить, что последний раз референдум в Екатеринбурге, как вспоминает Илья Захаров, проводился еще в 1993 году одновременно с референдумом о Конституции РФ. На голосование выносился местный вопрос о переименовании улиц, но внятного решения по нему так и не было принято. Отметим, что в ноябре на круглом столе «Топонимика как фактор развития городов», проходившем в администрации города в рамках форума «Города России — 2030: перекрестки возможностей», спикеры вновь предложили вынести вопрос о переименовании улиц в Екатеринбурге на референдум.
Некое подобие референдума в 2016 году, во время выборов в Госдуму и Заксобрание Свердловской области, прошло в Талицком городском округе. Как писали в статье политтехнологи Константин Киселев и Александр Винокуров, из-за сложной политической ситуации в муниципалитете «Единая Россия» решила повысить результат с помощью опроса о том, на какие инициативы местной власти стоит потратить деньги в ближайшие четыре года. Это не было официальным референдумом, опрос проводился за пределами участков. За месяц до выборов об опросе стали рассказывать на местном ТВ, называя его «уникальным референдумом», и его всячески поддерживали кандидаты от «Единой России». Авторы статьи делают выводы, что именно благодаря этому опросу явка оказалась выше ожидаемой, а результат ЕР на 11% превысил общеобластной. По мнению политтехнологов, идея референдума также позволила повысить ответственность избранных депутатов перед народом и активизировать местную идентичность. Впрочем, Киселев и Винокуров в заключение пишут, что «не стоит преувеличивать значимость "стратегии референдума"».
По словам политконсультанта Алексея Швайгерта, из-за того, что в России референдумов не было очень давно (не считая референдума в Крыму), уже выросли несколько поколений избирателей, которые не представляют себе этого механизма. «Есть определенные межпоколенческие риски, связанные с тем, что люди, принимающие решение о том, что надо сделать референдум для поднятия явки, не понимают отсутствие его истинной мобилизационной силы», — говорит эксперт.Успех референдума, по словам Швайгерта, зависит не только от остроты темы, но и от раскрутки референдума. «Как в любой рекламе, продать корову можно хорошо, если в нее хорошо вложиться. Необходимо всячески подогреть интерес к референдуму и мобилизовать тех, кто не планировал идти на выборы президента. Референдум мог бы быть альтернативным способом сходить проголосовать за что-то другое: за какую-то социальную инициативу, какую-то тему, которая всех волнует. Сам инструмент хорош и может подстегнуть явку. Вопрос как всегда в исполнении», — заключил политконсультант.