Опубликовано: 17:40, 16 ноябрь 2017
По материалам: terrnews
Другие новости

«Темная ДНК» может оказаться новым движущим механизмом эволюции

Научные сотрудники Оксфордского университета выявили загадочный феномен отсутствия в геноме некоторых видов животных генов, необходимых для выживания. По мнению ученых, этот феномен может оказаться неизвестной ранее формой эволюции, и в соответствии с темной материей явление было названо «темной ДНК».

«Темная ДНК» может оказаться новым движущим механизмом эволюции

Определение аминокислотной или нуклеотидной последовательности генома разных животных позволяет экспертам понять, как животные видоизменялись в процессе эволюции. Однако иногда научные исследования поражают своими загадками и ставят ученых в тупик. Так, в некоторых видов животных были замечены аномальное отсутствие определенных генов, отвечающих за выживание популяции, и без которого, в общем, априори невозможно выживание животного. Эти отсутствующие гены ученые назвали «темной ДНК».

Впервые этот загадочный феномен исследователи обнаружили при определении нуклеотидной последовательности генома дневной песчанки. Ученых интересовали ДНК, отвечающие за выработку инсулина, так как оказалось, что песчанки особенно восприимчивы к диабету второго типа. Однако ожидаемого гена Pdx1, а с ним и ряд других жизненно необходимых генов ученые так и не обнаружили, к своему большому удивлению.

Так как многие из недостающих ген отвечают за само существование животных, исследователи предположили, что на самом деле они присущи в ДНК, но так спрятаны, что обнаружить их вряд ли удастся. Ученые провели аналогию с темной материей, которой во Вселенной, согласно подсчетам астрономо имеется не менее 25%, однако обнаружить ее не удается.

При более тщательном исследовании ДНК песчанки ученых ждало еще одно невероятное открытие. Оказалось, что в одном месте этого животного сконцентрировано гораздо большее количество мутаций, чем у его собратьев в том же районе. Чрезмерное количество мутаций в организме обычно препятствует развитию ДНК, однако на примере песчанки это обстоятельство никоим образом не отобразилось на ее работе генов. Подобное поразительное явление ученые выявили и у пернатых.

Сам процесс эволюции происходит по двум сценариям: мутацию, изменяющую ДНК организма, и естественный отбор, который либо закрепляет вариацию измененного мутацией гена, либо забраковывает его. Однако эпицентры содержания сверхколичества мутаций дают более высокие шансы на мутацию ДНК, и это может означать, что при эволюционном отборе возможен третий сценарий, являющийся альтернативой естественному отбору, однако ученые пока только предполагают подобные выводы.

Значение «темной ДНК» для эволюции исследователям еще только предстоит понять. Кроме того, довольно загадочным является тот факт, что этот феномен обнаружен только у грызунов и птиц. Возможно, официальная наука должна пересмотреть свои взгляды на процессы эволюции именно этих видов животных.