Многие россияне считают сексуальную ориентацию врождённой
Опрос на тему нетрадиционных отношений провёл ВЦИОМ и рассказал о его результатах изданию «Кавказ Пост».
Каждый второй россиянин считает сексуальную ориентацию биологически обусловленным паттерном — 51 %. Эта точка зрения популярнее всего среди женщин, людей со средним специальным образованием, любителей телевидения и интернета.
Мнение, что влечение к противоположному или своему полу изменчиво и формируется в течение жизни, в РФ распространено в РФ куда меньше. С ним соглашаются в 3,4 раза реже (15 % против 51 %).
А для четверти респондентов сексуальная ориентация — это симбиоз биологических и иных факторов, в связи с чем она формируется в течение жизни лишь отчасти (26 %). Такое убеждение доминирует среди граждан, имеющих в своём окружении людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией (41 %).
Помимо пола, уровня образования и медиапотребления представления о природе сексуальных предпочтений обусловлены возрастной спецификой и местом проживания. «Сексуальная ориентация дана человеку от природы», — утверждают представители всех поколений за исключением тех, кому 18-24 года (32 %).
Эта группа участников мониторинга по этому вопросу, скорее, придерживается золотой середины, полагая сексуальную ориентацию как данной от природы, так и формирующейся в течение жизни (38%).
Чем меньше город проживания, тем выше поддержка утверждения о «непостоянности» сексуальной ориентации (19 % в сёлах против 11 % в обеих столицах). С ростом урбанизированности предпочтение отдаётся промежуточному мнению (37-34 % среди москвичей/петербуржцев и жителей городов-миллионников).
Более половины респондентов думают, что ориентацию взрослого человека невозможно изменить внешними усилиями (56 %). Однозначно в этом убеждена треть респондентов (31 %). Мнение, что сексуальная ориентация — нечто постоянное и устойчивое, чаще поддерживают молодёжь 18-24 лет (68 %), жители обеих столиц и городов-миллионников (62 %), а также активные потребители интернета (63 %).
Сторонников альтернативной позиции среди россиян почти вдвое меньше: 30 % допускают изменение сексуальной ориентации взрослого человека извне, причём на Северном Кавказе в этом убеждены 47 %.
По сравнению сравнении с опросом десятилетней давности сейчас россияне чаще заявляют, что сталкивались с пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений. Доля тех, кто встречал их популяризацию в Сети, СМИ и кинематографе, выросла с 2012 года в два раза, до 13 %.
Чаще других это замечают мужчины (17 %), молодёжь 18-24 лет (19 %), жители обеих столиц (18 %). Не сталкивались с подобным 86 % опрошенных (2012 г. — 92 %). Вероятность встретить пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений на телеэкранах сводится к нулю (3 % среди активных телезрителей против 16 % среди активных потребителей ТВ и интернета или только интернета). Аналогичный вывод справедлив и для тех, кто не пользуется ни Сетью, ни телевидением (3 %).
Хотя на вопрос о наличии среди знакомых представителей нетрадиционной сексуальной ориентации россияне в большинстве случаев отвечают отрицательно (65 %), за семь лет этот показатель снизился на 17 п.п. Процент тех, у кого в окружении есть представители ЛГБТ-сообщества, напротив, выросла за этот период почти в два раза (15%, 2015 г. — 8 %).
Каждый пятый участник анкетирования предполагает, что среди его знакомых есть таковые, но однозначно в этом не уверен (20%, +11 п.п. с 2015 г.). Чаще всего о знакомстве с ними заявляли представительницы прекрасной половины человечества (18 % против 11 % среди мужчин), молодёжь 18-24 лет (35 % против 8 % среди 60+), граждане с высшим и неполным высшим образованием (21 %), а также жители обеих столиц (31 %).
Елена Панкова