В Дагестане призвали к спасению редких животных и растений
Многочисленные незаконные карьеры уничтожают ареалы их обитания.
В последние годы в Махачкале, в других городах и сёлах Дагестана можно наблюдать строительный бум. Возводятся новые многоэтажки, частные дома, нежилые строения, строятся новые и реконструируются старые дороги.
Для всего этого нужно стройматериалы. А чтобы они не были дорогими, их лучше добывать где-нибудь поблизости. Потому-то и растут как грибы после дождя всё новые карьеры. Большая их часть – незаконные. Ну а раз незаконные, их владельцев не интересует ничего, кроме собственной прибыли.
Представители республиканского отделения ОНФ обратились в минприроды, Росприроднадзор региона, Дербентскую межрайонную природоохранную прокуратуру с требованием прекратить уничтожение краснокнижных животных, обитающих в полынно-злаковых степях в Дербентском и особенно в Табасаранского районах, пишет сетевое издание «Кавказ Пост».
В ходе совместного рейда активисты ОНФ и представители ряда надзорных ведомств на месте осмотрели несколько самопальных очагов по добыче известнякового камня. Но, как правило, о предстоящей проверке владельцы этих объектов бывают заранее осведомлены. Вот и в этот раз застать не месте (эх, как бы хотелось сказать, преступления) никого из камнетёсов не удалось.
Ранее дагестанские учёные насчитали только в этих двух районах 226 подобных карьеров. В окрестностях сёл Гелинбатан, Джули, Марага, Ничрас и Сиртыч они занимают около 100 га. И с каждого из них за день вывозят до 50 «КамАЗов», гружённых камнем.
Как только тот или иной незаконный карьер начинает приносить меньше прибыли, его попросту бросают и переходят на другое место добычи (с ударением на «о»). Ни о какой рекультивации в Дагестане никто (кроме учёных и сотрудников прокуратуры) не знает или старательно делает вид, что не слышал.
Их владельцам наплевать на то, что они уничтожают места обитания уникальных обитателей, некоторые из которых занесены в Красную книгу.
«На этих ландшафтах обитают уникальные для Дагестана популяции. Это три реликтовые популяции ящериц (длинноногий сцинк, быстрая ящурка и стройная змееголовка), около семи видов змей, в том числе гюрза, которая является важнейшим фарморесурсом республики. Если мы сохраним гюрзу, она может дать Дагестану гораздо больше, чем карьеры, от деятельности которых республика терпит огромные убытки… Помимо уникального биоразнообразия пресмыкающихся, здесь обитают три вида краснокнижных насекомых и десять видов растений», — рассказала эксперт регионального отделения ОНФ Людмила Мазанаева.
Конечно, рекультивация выработок обойдется Дагестану в огромную сумму, но делать это необходимо уже сейчас. И хорошо было бы, чтобы хотя бы часть расходов на природоохранные мероприятия компенсировали владельцы прибыльного бизнеса.
Собранные общественниками материалы переданы в природоохранную прокуратуру, которой предстоит разыскать горе-предпринимателей и заставить их хоть немного компенсировать вред, нанесённый природе.
Ну а для полного восстановления карьеров потребуются многие десятки лет.
Вадим Хныгин