Рита Сулоева
Опубликовано: 11:21, 07 июль 2022
По материалам: federalcity
Другие новости

Противоречивые чувства: амбиции Китая вызывают тревогу

Если во французских СМИ о Китае сейчас пишут, что он может попытаться захватить остров Тайвань – одну из таких статей только что перевело FederalCity – то немецкие в этом плане пошли еще дальше. Журнал «Focus» описывает Китайскую Народную Республику, как агрессора, мечтающего завоевать все страны, с которыми она граничит. 

 

Долгое время во внешнеполитических кругах, а также в кругах, занимающихся вопросами безопасности, царило общее мнение, что Китай не может сегодня стать воинственным империалистическим агрессором, потому что на протяжении своей пятитысячелетней истории он никогда никого не завоевывал. 

Си Цзиньпин. Фото: Википедия 

Одна только история этой страны в XIX и ХХ веках как будто бы подтверждает этот тезис. Китай много страдал под бременем колониальной эпохи: от англичан, французов и немцев, вырвавших у китайского императора землю, официально назвав это «сдачей в аренду», чтобы иметь возможность использовать ее для своей собственной экономики. А завоевание японцами Маньчжурии принесло огромные страдания китайским женщинам, которые до сих пор сказываются на их жизни. 

Президент Китая Си Цзиньпин говорит об этом времени, как о «столетии унижений», которые пришлось пережить его стране. Его устраивает, что многие китайцы до сих пор помнят возвращение Гонконга Великобританией, как событие, положившее конец колониальному правлению. 

Но действительно ли КНР из-за своего прошлого является пацифистской страной, которая не может сделать с другими то, что случилось с ней самой? К сожалению, это совершенно не так. При Си Цзиньпине Китай расширил свой флот. Сегодня только Соединенные Штаты Америки превосходят ВМС и другие вооруженные силы китайской Народно-освободительной армии по мощи и силе. Совсем недавно в Поднебесной был спущен на воду третий и самый современный авианосец. И с помощью этого флота Пекин хочет изменить политический облик Тихого океана

Гималаи. Фото: Википедия 

Некоторое время Китай находился в конфронтации с США и Японией, двумя державами, гарантирующими свободную торговлю в этом океане. Всего же у него 14 соседей, и в настоящее время он находится в противостоянии с 17 странами. В западной части Тихого океана Пекин не в ладах с Тайванем, Филиппинами, Японией и Кореей, и в других частях региона китайский империализм тоже угрожает соседям. 

В 2020 году у КНР была стычка с Индией. Эти страны граничат друг с другом в Гималаях – на очень важной территории, так как таяние высокогорных ледников означает снабжение стран питьевой водой в будущем. В странах с населением более миллиарда человек эта питьевая вода является вопросом выживания. 

Конфликты, развязанные Китаем в недавнем прошлом, можно разделить на сухопутные и морские. Помимо противостояния с Индией, к сухопутным относятся трения с Непалом, Бутаном, Лаосом, Монголией, Мьянмой и Тибетом. А на море существует риск войны с Вьетнамом, Филиппинами, Тайванем, Японией, Индонезией, Малайзией, Южной и Северной Кореей, Брунеем и Сингапуром

Противоречивые чувства: амбиции Китая вызывают тревогу

Остров Титу, один из островов Спартли. Фото: Википедия 

Усиление морского военного флота Китая представляет угрозу для стран, расположенных в западной части Тихого океана. Весной прошлого года китайские наемники оккупировали несколько островов Спратли, принадлежащих Филиппинам. Кроме того, Пекин построил в этом районе искусственные острова и милитаризировал их. Конечно, важную роль в этом играют природные ресурсы соседей КНР. Острова Сенкаку, принадлежащие Японии, были отмечены на китайских картах, как японские, пока там не были обнаружены месторождения нефти и газа – а после этого Пекин тут же назвал их статус «спорным». И похожий спор из-за природных ресурсов идет у Китая с Индонезией. 

В прошлом году Малайзия пожаловалась на маневры китайского флота, вторгшегося на ее территорию. Сам же Китай принял так называемый «Закон о морской безопасности», в котором он в одностороннем порядке приписывает себе право сбивать любое судно, военное или торговое, если оно находится в «принадлежащем КНР» море, то есть в западной части Тихого океана. 

Последним тревожным знаком со стороны Китая стало его одностороннее заявление о том, что Тайваньский пролив теперь является китайскими, а не международными водами. Американцы пока еще гарантируют, что этот пролив останется «общим», а Франция и Германия некоторое время назад направляли через него свои военные корабли, чтобы подчеркнуть, что в остальном мире он считается международным. 

Остров Ютсури, один из островов Сенкаку. Фото: Википедия  

Что же касается суши, то Китайская Народная Республика теперь утверждает, ссылаясь на китайскую мифологию, что ей принадлежит часть Лаоса. Примерно по такой же схеме она действовала во время вторжения на Тибет в 1950 году

На границе с Монголией вспыхивают конфликты между монголами и китайским народом хань. Этнонационалистический курс Си Цзиньпина приписывает ханьцам превосходство над другими этническими группами, в том числе и над монголами. Из-за этого курса страдают и жители Синьцзяна, этнические уйгуры: их лишают прав и сажают в тюрьмы, уничтожают их культурные памятники. 

Представители народа уйгуры. Фото: Википедия 

Сегодня Китай – это очень экспансивное, колониальное и империалистическое государство, причем к этому еще и добавляется ядовитая смесь расового превосходства и смелости, которые являются идеологическим детищем Си Цзиньпина. Правда, оно необязательно будет решать все конфликты военным путем. В своих действиях Пекин опирается на военное сдерживание, заставляющее другие страны считаться с ним, и на стремление промышленно развитых стран сохранить доступ на китайский рынок. 

Кроме того, Пекин надеется расширить сферу своего влияния за счет сделок с малыми тихоокеанскими островными государствами, что даст ему возможность оказывать давление на Австралию и Новую Зеландию, также являющихся партнерами США, Японии и Тайваня. Но прежняя уверенность в том, что Китай не является экспансионистской державой, может считаться устаревшей в свете его нынешней политики. И теперь возникает вопрос, каким будет новый образ этого государства, который заменит его традиционный образ. 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)