Инструмент для мутных историй с волеизъявлением – муниципальный депутат о ДЭГ в Москве
Осенью в Москве состоятся муниципальные выборы, на которых проголосовать можно будет в том числе и с помощью дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Ранее эта система уже применялась в столице и вызвала острую критику оппозиционных сил. Муниципальный депутат района Пресненский Анастасия Ромашкевич по просьбе FederalCity выразила свое отношение к этому формату волеизъявления в столице.
Напомним, электронное голосование в Москве на муниципальных выборах осенью 2022 года будет проводить Департамент информационных технологий, который отвечал за ДЭГ на выборах в Мосгордуму в 2019 году и в Государственную Думу в 2021 году в Москве. ДЭГ в Москве подверглось резкой критике за непрозрачность процедуры и сомнительность итоговых результатов.
Анастасия Ромашкевич не намерена баллотироваться на новый срок, но уверена, что на предстоящих выборах нужно идти голосовать на участки, поскольку поводов думать, что результаты ДЭГ могут быть нечестными, много.
"Мы это видели на выборах в Госдуму в 2021 году, и думать, что будет как-то иначе, поводов я, честно говоря, не вижу", – сказала муниципальный депутат.
Она сослалась на расследование Максима Гонгальского и Анастасии Брюхановой (FederalCity сообщало о нем):
"Я считаю Максима и знаю Настю, это близкие мне идейно и близко знакомые мне люди, у меня нет повода им не доверять".
Анастасия Ромашкевич. Источник: "ВКонтакте" / Anastasia Romashkevich
"Вообще, я считаю, выборы у нас склонны подделывать, и надо использовать легкую возможность голосовать вживую, когда мы видим, что конкретно происходит. На избирательных участках есть наблюдение, и высока вероятность, что людей, которые пытаются заниматься манипуляциями, схватят за руку. На участке, если видишь, что происходит вброс, то как минимум ты это понимаешь. Здесь не нужно быть специалистом для того, чтобы это увидеть, достаточно быть наблюдательным человеком. А что касается электронного голосования, то оно устроено так, что никто из нас, кроме специалистов в сфере IT-технологий, по-настоящему не понимает, как это устроено. А когда никто по-настоящему не понимает, то как всегда есть простор для манипуляций: где всё непонятно, можно объяснить в нужную тебе сторону, можно просто воспользоваться доверчивостью людей. Так что риски манипуляций при ДЭГ очень велики", – рассказала Анастасия.
В Общественном штабе по наблюдению за выборами. Фото: https://opmoscow.ru
По мнению собеседницы FederalCity, для тех, кто разбирается в компьютерных технологиях, система ДЭГ не вполне чёрный ящик и достаточно прозрачна, но таких меньшинство. Остальные же просто должны этой системе слепо доверять.
"А я не люблю слепо доверять, и знаю, что даже на обычных выборах создают нередко всякие "весёлые" ситуации", – говорит Анастасия.
Отвечая на вопрос о том, как она относится к тому, что систему ДЭГ в столице технически обеспечивает Департамент информационных технологий Москвы, Анастасия Ромашкевич сказала, что ей неважно в принципе, кто контролирует процесс электронного голосования в текущей ситуации – с тем уровнем доверия в обществе.
"Все эти непрозрачные истории мне не нравятся. Урна на участке – она прозрачная, мы видим, как наш бюллетень попадает в нее, когда мы его бросаем. А при электронном голосовании мы "кидаем" свой электронный голос в нечто абсолютно непрозрачное, виртуальное. И непонятно, куда идет наш голос и непонятно, что с ним происходит. И при том уровне недоверия к власти, который у меня есть, я, разумеется, этой системе доверять не могу и не могу никому ее рекомендовать. Конечно, можно разбираться с теми, кто это придумал, но мне кажется, что это в значительной степени вторично. Первично то, что эта система не вызывает доверия", – сказала муниципальный депутат.
В Общественном штабе по наблюдению за выборами. Источник: mos.ru
"Мне кажется, что если людям не безразлично, что будет с их голосом, как минимум, хорошо бы пойти проголосовать ножками. Это не такая большая сложность. Есть вещи, которые реально требуют времени. Сложно и долго, например, получать паспорт, и удобно, когда есть электронный сервис для этого, он экономит время. Но когда тебе нужно раз в году сходить на избирательный участок, который находится в соседнем доме, и проголосовать без всякой очереди, без каких-то сложностей, и это занимает 10 минут, и это можно сделать, когда ты идешь в булочную, – я не вижу причин не сделать так. Вся эта электронная история просто не нужна. Она не нужна для того, чтобы сделать выборы более популярными. Это не тот инструмент, который нужен для волеизъявления. Это инструмент, который нужен для того, чтобы в этим волеизъявлением проводить какие-то странные мутные истории", – считает Анастасия Ромашкевич.
Ранее по просьбе FederalCity свое отношение к ДЭГ высказали муниципальные депутаты Андрей Морев, Татьяна Касимова, Максим Гонгальский, Надежда Загордан, Дмитрий Шувалов.