В Госдуме отложили рассмотрение законопроектов об общественной экоэкспертизе
Новость стала небольшой победой экозащитников, выступивших против лишения общественников права организовывать проведение экспертизы потенциально опасных для окружающей среды проектов.
Как сообщило издание NEWS.ru, Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды снял с рассмотрения два законопроекта, в том числе правительственный, касающихся поправок в законодательство об экологической экспертизе. В правительственном законопроекте предлагалось отменить публичные слушания проектов рекультивации свалок, во другом – ограничить права общества на доступ к информации о потенциально опасных для окружающей среды проектах.Заместитель председателя Комитета по экологии ГД Анатолий Грешневиков рассказал, что против законопроектов выступили Общественная палата и общественные организации.
Заседание Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. Источник: сайт ГД
Руководитель программы по особо охраняемым природным территориям отделения Greenpeace в России Михаил Крейндлин считает, что правительственный законопроект («О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе"»), внесенный под предлогом повышения устойчивости российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, исключает необходимость организации и проведения обсуждений с гражданами и общественными организациями проектов, которые связаны с рекультивацией мусорных полигонов и других объектов, связанных с обращением с отходами.
Экозащитники выразили подозрение, что законопроект преследовал цель упростить осуществление рекультивацию отходов Байкальского ЦБК и завода «Усольехимпром» в Усолье-Сибирском (Иркутская область). Сибиряки на публичных слушаниях выступали резко против реализации предложенных властями решений.
Байкал. Источник: сайт ГД
Второй законопроект, внесенный группой депутатов, делает организацию и проведение общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) возможной только силами общественных палат муниципальных образований или регионов. Инициировать ОЭЭ могут только граждане, официально зарегистрированные в том же регионе, не связанные с иноагентами и зарубежными структурами.
Крейндлин считает, что сейчас ОЭЭ почти единственный механизм, дающий возможность общественным организациям влиять на проекты, связанные с воздействием на окружающую среду, в частности, получать проектную документацию на проекты, которые запланированы к строительству в данной местности.
Других вариантов получить достоверную информацию о потенциально опасных проектах у общественников сейчас нет.
Эксперт также отметил, что общественные палаты в регионах (состоящие на две трети из представителей власти) часто не обладают необходимыми возможностями для организации экспертных исследований. К тому же, по второму законопроекту – в случае его принятия – будет невозможно приглашать экспертов из других регионов.
Теперь оба законопроекта, вероятно, не будут рассматриваться в текущую сессию.
Заседание Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. Источник: сайт ГД
Ранее FederalCity сообщало, что общественная экологическая экспертиза проектной документации мусоросжигательного завода, планируемого в Богородском городском округе в Подмосковье, показала, что предприятие не соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. В Воскресенске экозащитники добивались предоставления строителем мусоросжигательного завода ООО "АГК-1" выдачи проектной документации для проведения общественной экологической экспертизы через суд. Сейчас идет рассмотрение материалов оценки воздействия на окружающую среду мусоросжигательных заводов в Солнечногорском и Богородском округах Подмосковья; при этом компания-застройщик "АГК-1" запретила копирование материалов слушаний, что значительно затрудняет ознакомление с ними большому количеству противников мусоросжигательных заводов.