Севастополь и Крым вошли в ТОП-10 регионов РФ по стоимости топлива
Почему после решения логистических проблем и расширения санкций на полуострове по-прежнему дорог бензин – в материале ИА FederalCity.
Курортный сезон 2022 года в Крыму особенный – из-за закрытого по всему югу России небу желающие отдохнуть на берегах Черного моря вынуждены добираться в Ялту или Севастополь либо автотранспортом, либо по железной дороге.
Статистика свидетельствует, что в прошлом году из 9.5 миллионов туристов только 8% прибыли в Крым на поездах. Сейчас количество поездов на полуостров увеличено, однако их все равно не хватает, поэтому основную ставку власти региона делают на автотуристов.
Однако, как только гости из других областей России пересекают Крымский мост и видят первые АЗС, их приподнятое настроение от предчувствия скорого свидания с морем несколько блекнет. Виной тому – ценники на автозаправках.
Как свидетельствуют данные Минфина, по средним розничным ценам на бензин марок АИ-92 и АИ-95 Республика Крым занимает 10-место среди всех регионов РФ, а по цене на бензин марки АИ-98 и вовсе 3-е место. Не лучше дела обстоят и в Севастополе, где цене на бензин марки АИ-98 у него 4-е место в России, а по ценам на бензин марки АИ-95 – 9-е место. И только по стоимости литра АИ-92 (51.17 рублей) город федерального значения вышел за пределы ТОП-10 среди российских регионов.
Сравнительная стоимость топлива в Крыму и в среднем по РФ. Источник: t.me/ter_crimea.
Если проанализировать лидеров рейтинга самого дорогого топлива среди субъектов РФ, то выясниться любопытная картина. Первая пятерка – Магаданская область, Чукотка, Сахалин, Саха (Якутия), Камчатка. С ними все ясно – чистой воды логистика и большие расстояния до ближайших НПЗ. Схожие проблемы у Забайкалья и Иркутской области. Особняком стоит Калининград – для доставки туда ГСМ приходится использовать сложный маршрут через Литву, либо морским транспортом по Балтийскому морю.
Но вот соседство с этими регионами Крыма и Севастополя, на первый взгляд, необъяснимо. Пока не было моста через Керченский пролив и грузы везли морским путем, можно было списать на сложности доставки. Но теперь, когда Крым от материка отделяют только 18 километров мостового перехода для авто и тепловозов, внятно объяснить причину разницы в ценах на бензин с соседним Краснодарским краем (минус 3 – 3.5 рубля) крайне сложно.
Рассказы о том, что Севастополь является конечным пунктом доставки ГСМ, также не объясняют самые большие цены в европейской части РФ – та же Северная Осетия (Алания) тоже является "логистическим тупиком", но там цена меньше крымской на 3.5 рубля за литр.
АЗС в Крыму. Источник: kianews24.ru.
Другое дело, что основные закупки бензина и дизельного топлива происходят на товарно-сырьевой бирже в Санкт-Петербурге. Крупные нефтяные компании типа "Газпромнефть", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" занимаются полным циклом переработки ГСМ – от добычи и переработки до продажи через собственную сеть заправок.
Такие гиганты позволяют себе держать относительно низкие цены в рознице, зарабатывая как на опте, так и на других составляющих производственного цикла.
До недавнего времени из-за санкций Запада крупные игроки на рынке ГСМ на территорию Крыма не заходили, поэтому здесь работают местные нефтетрейдеры, обладающие значительно меньшими финансовыми возможностями. Для них закупки на ТСБ в Северной столице обходятся несколько дороже, что, в конечном итоге, сказывается на кошельках севастопольских и крымских автовладельцев.
Теперь ситуация иная, и под западный "санкционный каток" попали многие крупные российские игроки на рынке ГСМ. Может, теперь они рискнут начать работу в Крыму, что, не исключено, изменит ценники на АЗС в лучшую для автовладельца сторону. Хотя полной уверенности в этом нет.
На одной из автозаправочных станций Севастополя. Источник: севлайф.ру.