У ДЭГ в Москве изначально очень плохая репутация
На осенних выборах муниципальных депутатов в Москве будет использоваться дистанционное электронное голосование (ДЭГ), которое уже применялось в столице и вызвало острую критику. Муниципальный депутат района Хамовники Татьяна Касимова по просьбе ИА FederalCity выразила свое отношение к этому формату голосования в Москве.
Напомним, накануне Центризбирком России принял решение о проведении электронного голосования в Москве на муниципальных выборах осенью 2022 года. Их будет проводить Департамент информационных технологий, который отвечал за ДЭГ на выборах в Мосгордуму в 2019 году и в Государственную Думу в 2021 году в Москве. ДЭГ в Москве подверглось резкой критике за непрозрачность процедуры и сомнительность итоговых результатов.
Социолог, муниципальный депутат района Хамовники Татьяна Касимова в комментарии ИА FederalCity высказала свое мнение о ДЭГ и о том, как следует поступать избирателям при выборе способа голосования на муниципальных выборах осенью 2022 года.
Татьяна Касимова. Источник: https://mosyabloko.ru
Татьяна считает, что сама по себе возможность голосовать электронно – "это неплохо и даже хорошо", но вопрос в том, как обеспечить прозрачность и контроль за электронным голосованием со стороны.
"Если система устроена так, что она не предполагает в принципе наличия стороннего наблюдателя за выборами, который мог бы проконтролировать процедуру голосования и убедиться, что все работает нормально, тогда возникает ситуация, которую мы все видели в 2021 году [в Москве на выборах в Государственную Думу], когда было огромное количество странностей", – сказала муниципальный депутат.
Она напомнила, что тогда после трехдневного голосования последовал вал критических публикаций и разборов, авторы которых обнаружили, что ход голосования неожиданно менялся и в определенный промежуток времени на многих участках происходил вброс электронных голосов, и в итоге лидирующий кандидат уступал первенство провластному кандидату.
"У системы изначально очень плохая репутация", – сказала Татьяна Касимова.
ДЭГ. Скриншот видеоролика ЦИК РФ. Источник: YouTube / ЦИК России
Муниципальный депутат также отметила, что после публикации расследований появилось понимание, что опасность электронного голосования состоит еще и в том, что электронный голос может быть "исправлен". И человек, голосующий дистанционно, не может быть уверен в том, что его голос попал тому кандидату, за которого был отдан.
Татьяна Касимова рассказала, что инициативная группа, в которой она участвовала, также провела определенные подсчеты. Они показали: в 2021 году в формате ДЭГ проголосовало около 20 процентов избирателей, что довольно высокая цифра. При анализе распределения дистанционно проголосовавших по городу обнаружилась удивительная деталь: в центральных районах Москвы – в пределах Садового кольца – люди электронно голосовали в разы меньше тех, кто голосовал электронно в других избирательных округах. Соотношение составило примерно 500 человек к 2-3 тысячам.
Как социолог Татьяна уверена, что такие статистические аномалии не могут быть случайными. Жители избирательных округов в центре Москвы должны были бы голосовать электронно активнее, так как среди зарегистрированных в ЦАО многие живут за границей, находятся в длительных командировках или отдыхают вне города или страны. Таких жителей здесь гораздо больше, чем в остальных избирательных округах, и кратного разрыва в меньшую сторону быть не должно.
Скриншот видеоролика о ДЭГ на выборах в Мосгордуму. Источник: YouTube / ЦИК России
"Мы сделали вывод об определенной искусственности, неестественности такого голосования. Поэтому я считаю, что если не случится чего-то экстраординарного на будущих выборах и если где-то победит кандидат от оппозиции, то произойдет то же, что произошло на выборах в 2021 году с Сергеем Митрохиным, который победил на всех участках очно, но после подсчета электронных голосов уступил сопернику", – считает Татьяна Касимова.
Муниципальный депутат полагает, что если избиратель находится дома, то ему следует предпочесть традиционного голосование – с помощью бумажных бюллетеней на участке. Однако если избиратель не находится на момент выборов рядом с избирательным участком, он все же не должен игнорировать выборы и должен проголосовать хотя бы дистанционно, потому что в противном случае с его голосом "можно сделать вообще что угодно".
"Я не считаю великим усилием одеться, пройти 100 метров до избирательного участка и проголосовать. Мне кажется, это очень просто", – заключила Татьяна Касимова.
Ранее ИА FederalCity приводило мнение главы муниципального округа Якиманка Андрея Морева, который считает, что после негативного опыта применения ДЭГ в Москве к его результатам нет доверия, процедура контроля за электронным волеизъявлением непрозрачна, поэтому следует предпочесть традиционный способ голосования с помощью бумажных бюллетеней.