От ограничений доступа в ЕГРН могут пострадать и простые люди, и вся строительная отрасль
ИА FederalCity регулярно освещает проблемы, связанные со сбором персональных данных и необходимостью не допускать их утечек на сторону, и принятый недавно в первом чтении законопроект, ограничивающий доступ к такой информации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), тоже помогает защитить ее от мошенников или иных недоброжелателей. Но в то же время этот закон может и навредить людям или, в лучшем случае, доставить им много неудобств.
Речь идет о законопроекте, который предусматривает изменения в федеральный закон 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В настоящее время этот законопроект проходит второе чтение в Государственной думе. Изменения же эти заключаются в том, что сведения о недвижимости могут быть представлены третьим лицам только с согласия ее владельца, причем данного им лично в письменном виде. Если такого заявления нет, постороннему человеку получить их непросто. Для этого придется обратиться к нотариусу, и его запрос удовлетворят, только если причину, по которой он будет пытаться узнать что-либо о чужой недвижимости, признают по-настоящему важной.
Без нотариуса о чужой квартире ничего нельзя узнать. Фото: stock.adobe.comОграничение доступа к информации, касающейся недвижимости – к примеру, имен владельцев жилплощади и других зарегистрированных в ней лиц – действительно уменьшает риск утечек этих данных. Однако закон обязателен для всех, а значит, банки тоже не смогут узнать какие-либо сведения из ЕГРН – несмотря на то, что это очень важно при заключении следок с недвижимостью.
Чтобы предоставить клиенту ипотеку или кредит под залог квартиры или дома, любой банк обязан проверить всю информацию об объекте, иначе о защищенности сделки не может быть и речи. И даже если банк обратится к нотариусу и тот посчитает причину доступа в реестр недвижимости уважительной, это займет больше времени и приведет к увеличению стоимости ипотеки или кредита, так как услуги нотариуса тоже стоят денег.
Понимают ли это инициаторы законопроекта? По мнению экономиста Василия Колташова, прекрасно понимают, но у них могут быть собственные причины для его принятия.
Василий Колташов. Фото: его личная страница в ВК- У нас в Госдуме достаточно депутатов, у которых много недвижимости, и желание затруднить доступ к данным о ней понятно, - считает Колташов. – А еще во многих регионах страны в ЕГРН наблюдается чудовищный беспорядок – площадь дома по документам 100 квадратных метров, а на деле 400, отсутствуют целые подъезды и так далее.
По его словам, не менее 30% данных в реестре необходимо проверять и корректировать – а это огромный труд. Гораздо легче ограничить доступ к этой информации, что и было сделано.
Но в результате новый закон может свести на нет достигнутую не так давно прозрачность сделок на рынке недвижимости. Раньше заинтересованные организации, такие, как банки или страховые компании, при проведении таких сделок могли спокойно осуществлять все необходимые проверки, предотвращая неприятные ситуации или разного рода мошенничество. Непрозрачная же система не приведет ни к чему хорошему. Например, новый собственник жилья только при регистрации в нем сможет узнать, что купил квартиру в несуществующем подъезде или что ее площадь значительно меньше, чем ему было сказано. Или, что еще хуже, на купленных квадратных метрах может оказаться зарегистрирован несовершеннолетний, который впоследствии легко оспорит продажу.
Купил квартиру во втором подъезде - а подъезд в доме всего один! Фото: Википедия
В таких случаях для признания сделки ничтожной покупатель вынужден будет обращаться в суд. Для него это выльется в дополнительные расходы, потраченное время и нервы, а для судов – в дополнительную нагрузку. В результате, продажу жилплощади на вторичном рынке может ждать коллапс или серьезное уменьшение количества сделок. А поскольку продавец «вторички» часто планирует после ее продажи купить квартиру улучшенной планировки или большего метража во вновь построенном доме, используя вырученные за старую жилплощадь средства, это приведет к значительному уменьшению продаж и на первичном рынке недвижимости.
Для строительного сектора, о важности поддержки которого постоянно напоминает ИА FederalCity, все это может означать стагнацию и даже падение. Но пока еще есть шанс, что законопроект не будет принят во втором чтении в том виде, в каком он находится сейчас – что депутаты, сохранив защиту информации о недвижимости от посторонних, сделают исключение для кредитных организаций.