Игорь Ласточкин
Опубликовано: 09:00, 09 июнь 2022
По материалам: federalcity
Другие новости

Что конфликт на Украине приносит нефтяным транснациональным корпорациям?

Вчера ИА FederalCity опубликовало перевод американской статьи о разногласиях политиков США в том, как им следует действовать, чтобы «обуздать» инфляцию. В похожей ситуации, как пишет немецкая газета «Zeit», находятся сейчас и члены правительства Германии

 

Все идет не так, как ожидалось, признался министр финансов Германии Кристиан Линднер в этот вторник. 

- Я разделяю всеобщий гнев по поводу роста цен на бензин, - сказал он на пресс-конференции, спешно созванной для того, чтобы защититься от обвинений, выдвинутых недавно против него и против Свободной демократической партии Германии (СвДП), лидером которой он является. – Не хочу показаться злорадным, но скидки на топливо для водителей автомобилей не приносят никакой пользы. Цены на бензоколонках снова растут, хотя налог на нефтепродукты с июня снижен. Но я против обвинений в том, что нефтяные компании сейчас обогащаются за счет налогоплательщиков. В данный момент я могу только предостеречь всех против популизма.

По мнению Линднера, никто точно не знает, воспользовались ли нефтяные компании сложившейся ситуацией. Антимонопольное ведомство пока еще проверяет, что происходит на заправочных станциях. 

Кристиан Линднер. Фото: Википедия 

- Мы не знаем, есть ли там сверхприбыли, - заявил под конец своей речи глава СвДП. 

Однако на самом деле в Германии сейчас происходит то, что экономисты предсказывали еще до введения так называемых «скидок на топливо». В конце мая цены на заправках достигли нового максимума: в среднем литр бензина Е5 стоил около 2,20 евро. Но с июня, с введением налоговой скидки для нефтяных компаний, цены на короткое время упали примерно на 30 евроцентов – чтобы теперь снова намного превысить отметку в два евро. Из-за этого в длинные выходные по случаю Пятидесятницы, когда многие жители Германии отправились в автомобильные поездки по стране и смогли собственными глазами увидеть резкие колебания цен на бензин, в правительстве начались политические дебаты. Главная их тема звучала так: нельзя позволить нефтяным компаниям так сильно обогащаться за счет доходов, полученных от государства. 

Особенно выделялся на дебатах председатель Социал-демократической  партии Германии (СДПГ) Ларс Клингбайль, который считает «очень разумным» взимать с нефтяных компаний специальный налог, называемый налогом на сверхприбыль. Этот налог, по его мнению, будет ставкой на «выигрыш в кризисе», и таким же образом станут теперь действовать Великобритания и Италия, а кроме того, за это выступила Европейская комиссия

Ларс Клингбайль. Фото: Википедия 

- Разумеется, в Германии нужно будет сделать то же самое, - заявил Клингбайль. 

Кроме него, эту идею уже одобрили некоторые политики из партии «Зеленых»

Но консенсуса по этому поводу в федеральном правительстве, похоже, нет. Кристиан Линднер заявил, что пока он, либерал, является министром финансов, никакого налога на сверхприбыль не будет. Он считает, что такой налог может привести к тому, что топливо, в конечном итоге, подорожает еще сильнее. 

- Мы не можем притворяться, что мирового рынка не существует, - утверждает лидер СвДП. – Из-за высокого налога компании могут решить поставлять в Германию меньше нефти, что приведет к еще большему дефициту на рынке и к дальнейшему росту цен. Нельзя повышать налоги в периоды высокой инфляции, это только еще больше подогревает рост цен. 

Но верны ли рассуждения министра финансов? Многие экономисты несогласны с его идеей о том, что этот специальный налог произведет именно такой эффект. 

Что конфликт на Украине приносит нефтяным транснациональным корпорациям?
Нефтяные компании вполне могут наживаться на росте цен на топливо. Фото: pexels.com 

- Налог на сверхприбыль для нефтяных компаний не приведет к снижению цен на бензин на АЗС, - уверена профессор Доминика Лангенмайр из Католического университета Айхштетт-Ингольштадт, – и не лишит компании стимула получить всю возможную прибыль в этой рыночной ситуации. 

По словам Лангенмайр, реализовать такой налог на практике в любом случае, вероятно, будет сложно. 

- Как вы будете оценивать, какой размер прибыли является избыточным? – рассуждает экономист. – Для этого, вероятно, придется сравнивать профицит компаний в этом году с их прибылью за прошедшие годы. Но в зависимости от контрольного периода сверхприбыль будет сильно отличаться. 

Профессор также подчеркнула, что на рынке нефтепродуктов сейчас вообще происходят очень резкие колебания. Долгое время, с 2015 года до начала конфликта на Украине, бензин был сравнительно дешевым, и цена на сырую нефть, соответственно, тоже была низкой, но еще раньше эти цены вели себя по-другому. 

Доминика Лангенмайр. Фото: ее личный сайт 

А еще, считает министр финансов Линднер, введение налога на сверхприбыль приведет к юридическим проблемам. Доминика Лангенмайр согласна с ним: по ее словам, несмотря на то, что прибыль в Германии облагается налогами, взимание налога на сверхприбыль с одной отрасли может нарушить принцип равного для всех закона. 

- Почему вы должны позволять нефтяным компаниям больше напрягаться из-за выгод, которые они теоретически могут получить из-за украинских событий, а другим компаниям, которые получают аналогичную выгоду, за это ничего не будет? Возможно, нефтяные компании подадут в суд после введения такого налога и успешно его выиграют, - предостерегает политиков Лангенмайр. 


Католический университет Айхштетт-Ингольштадт. Фото: Википедия 

Вместо этого она предлагает разные способы облегчить жизнь потребителей – особенно тех, кто сильно зависит от автомобилей и цен на бензин. Но вопрос в том, как это может сработать. 

- В принципе, специалисты сходятся во мнении, что цены на бензин должны расти в среднесрочной перспективе, чтобы сделать ископаемое топливо менее привлекательным, - говорит ученая. – Сейчас, когда правительство снижает цены, устанавливается, по большей части, неправильный стимул. Но проблема в том, что рост цен сейчас произошел слишком быстро. 

По словам Лангенмайр, чтобы облегчить жизнь граждан Германии, им стоит помочь с трансфертными платежами, особенно домохозяйствам с низким доходом. И если государство хочет финансировать эти дополнительные расходы, не потратив слишком много средств, это вполне можно сделать с помощью более высоких налогов. 

Путешествуя по Германии на автомобиле, можно заметить, как цены на бензин растут с каждым днем. Фото: pexels.com 

- Подоходный налог – самый прямой инструмент, - считает она. – С помощью более высокой максимальной ставки налога можно было бы создать перераспределение средств от более богатых к менее обеспеченным. Кроме того, можно было бы ввести более высокий налог на доходы от капитала, который работал бы по аналогичному принципу. 

Однако есть сомнения в том, что СвДП и принадлежащий к ней министр финансов станут двигаться в этом направлении. О реформе подоходного налога правительство уже говорило во время своих коалиционных переговоров: партии СДПГ и «Зеленые» хотели усилить нагрузку на более обеспеченных людей, чтобы облегчить жизнь группам с более низкими доходами. Но либералы от этого отказались, и в коалиционном договоре ничего не было об этом сказано. Тем не менее, во время своей пресс-конференции Кристиан Линднер объявил, что малообеспеченные будут поддерживаться другими способами и что в следующем году ему хотелось бы обсудить реформу налога на заработную плату и подоходного налога. Но как именно следует поддерживать людей с низкими доходами, не обременяя еще сильнее людей с высокими и не тратя много бюджетных средств, Линднер до сих пор не объяснил. 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)