Рита Сулоева
Опубликовано: 09:42, 07 июнь 2022
По материалам: federalcity
Другие новости

Европейская экономика переживает острый энергетический шок

Европейская экономика переживает острый энергетический шок

Рост цен на энергоносители привел к серьезным экономическим проблемам во всех западных странах – и в США, о чем можно прочитать в опубликованных на сайте ИА FederalCity переводах статей из американских СМИ, и в Европе. Причем, по мнению авторов британской газеты «The Economist», в европейских странах энергетический кризис влияет на инфляцию сильнее, чем в Штатах. 

 

Основную часть последнего десятилетия низкие процентные ставки, как и низкая инфляция, казались естественным фактом жизни в еврозоне. Но сейчас темп роста потребительских цен превышает 8%, что значительно выше целевого показателя Европейского центрального банка в 2%. Члены совета управляющих банка начали сигнализировать о своем намерении в ближайшее время повысить ставки, и это сообщение они, вероятно, подтвердят на заседании по денежно-кредитной политике 9 июня. Однако ЕЦБ оказался в сложном положении: ему приходится бороться не только с растущими ценами, которые могут потребовать быстрого повышения ставок, но и с более мрачными перспективами роста цен. 

Редакция "The Economist" в Лондоне. Фото: Википедия 

Первопричиной всего этого является серьезный скачок цен на энергоносители. Цены на нефть и природный газ начали расти еще до конфликта России с Украиной, а конфликт привел к тому, что они взлетели еще выше. Эти растущие цены на сырьевые товары повлияли на инфляцию в Европе гораздо сильнее, чем в Америке. По данным банка «Goldman Sachs», цены на энергоносители в еврозоне, которые выросли в мае на целых 39%, способствуют общей инфляции примерно на четыре процентных пункта по сравнению с двумя пунктами в Америке. 

Последствия начинают распространяться и на другие потребительские цены. «Базовая» инфляция, которая исключает цены на продовольствие и энергоносители, выросла в еврозоне в мае быстрее, чем ожидали экономисты. Цены производителей в Германии в апреле выросли рекордными темпами на 33,5% по сравнению с прошлым годом, чему способствовали не только дорожающие энергоносители, но и рост цен на энергоемкие промежуточные товары, такие как металлы, бетон и химикаты. Результатом всего этого является большой удар по затратам предприятий и покупательной способности домохозяйств. Насколько большой опасности это подвергает экономику еврозоны? 

Здание «Goldman Sachs» в Нью-Йорке. Фото: Википедия 

Одним из последствий скачка цен на энергию является снижение доходов домохозяйств. Рост заработной платы по всей еврозоне незначительно ускоряется, но при этом отстает от инфляции. Некоторые работодатели произвели единовременные выплаты работникам, чтобы компенсировать им резкий рост цен без увеличения периодических расходов на заработную плату. Однако даже после этого годовой рост зарплаты, например, в Нидерландах составил в мае всего 2,8%, несмотря на напряженность на рынке труда. В каком-то смысле это хорошая новость для ЕЦБ, поскольку такое положение дел снижает риск резкого роста зарплат и цен. Но это может привести к снижению потребления, что, в свою очередь, ослабит остальную экономику. 

Умеренный спрос только усугубляет проблемы производственного сектора. Возобновившиеся перебои с поставками в результате недавних карантинов в Китае и высоких цен на энергоносители наносят предприятиям значительный ущерб, причем наиболее уязвимыми к промышленному спаду выглядят Германия и Восточная Европа. Число новых заказов для производителей еврозоны в мае снизилось – впервые с июня 2020 года, что указывает на более слабый спрос. Экспортные же заказы сократились самыми быстрыми темпами за последние два года. 

Экономику Испании и других южных стран Европы пока поддерживают туристы. Фото: Википедия 

В результате всего этого экономисты прогнозируют замедление темпов роста производства в оставшуюся часть года. К тому же, многие сервисные фирмы все еще пожинают плоды повторного открытия после локдауна, связанного с коронавирусным штаммом «Омикрон». Но пока мало кто ожидает откровенной рецессии. Это происходит потому, что некоторые отрасли экономики противостоят энергетическому кризису с позиции силы, а не слабости. Южные страны получают наибольшую выгоду, благодаря туризму. В Испании число туристов-северян, стремящихся к солнцу, в апреле почти достигло уровня, предшествовавшего пандемии. В целом, в сфере услуг дела идут неплохо, и многие фирмы сообщают о растущем количестве заказов. 

Рабочих мест в странах еврозоны тоже по-прежнему много. По всей Европе в первом квартале 2022 года на каждые 100 рабочих мест приходилось три вакансии, что является высоким уровнем по историческим меркам. Ожидания компаний в отношении найма персонала остаются стабильными, хотя они несколько снизились после начала конфликта на Украине. Но в то же время более четверти европейских предприятий сообщают, что нехватка персонала мешает им производить больше продукции. 

Здание «Morgan Stanley» в Нью-Йорке. Фото: Википедия 

Деньги, накопленные во время карантина, также должны обеспечить потребителям некоторую защиту от роста цен из-за энергетического кризиса. По подсчетам нашего издания, такие «избыточные» сбережения составили около десятой части доходов домохозяйств во Франции и Германии в первом квартале 2022 года.

Эти буферы ослабят воздействие энергетического кризиса, но не компенсируют его полностью. Прежде всего потому, что избыточные сбережения распределяются неравномерно. Бедные люди в богатых странах и большинство домохозяйств в более бедных странах смогли накопить очень мало и уже потратили почти все накопленное. Например, в Словакии количество сбережений во время пандемии практически не увеличивалось. и в настоящее время их размер значительно ниже своего обычного среднего значения. 

Эмблема центра "Брейгель". Фото: Википедия 

- Домохозяйства с низким доходом буду потреблять меньше, - считает сотрудник банка «Morgan Stanley» Йенс Айзеншмидт. – Розничные продажи в реальном выражении в течение нескольких месяцев заметно снизились. 

Правительства многих европейских стран разработали программы, призванные защитить домохозяйства от высоких цен на энергоносители. По данным аналитического центра «Брейгель», Германия, Франция, Италия и другие страны тратят сейчас на это от 1-2% ВВП. Однако основная часть этих средств идет на помощь более обеспеченным домохозяйствам, которые в этом не нуждаются. Также правительства пытаются регулировать цены, и при этом часть выгоды достается поставщикам энергии. 

Даже если еврозона избежит рецессии, энергетический кризис будет тормозить экономический рост. Перед ЕЦБ стоит незавидная дилемма. По мере увеличения инфляции на фоне роста цен на продовольствие и энергоносители европейская экономика становится все слабее. 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)