«Убили Хармса». Петербургские чиновники окончательно победили «короля русского абсурда»
В северной столице коммунальщики все-таки уничтожили знаменитый портрет писателя и поэта Даниила Хармса на доме по адресу: улица Маяковского (бывшая Надежденская), №11, в котором «король» русской литературы абсурда прожил большую часть своей жизни. ИА FederalCity не раз рассказывало о борьбе петербуржцев за это изображение, почти сразу ставшее одной из городских достопримечательностей.
Впрочем, власти обещают заменить закрашенный мурал на некую «световую проекцию» с портретом Хармса. Однако возмущенную общественность эти обещания не слишком успокаивают.
Таким был мурал с Д. Хармсом. Источник: ТГ-канал Activatica.org
- Не люблю жаловаться на то, что какую-то работу закрасили, и более того, критично отношусь к художникам, которые спекулируют на том, что их работы закрашивают, но тут выскажусь, потому что случай вопиюще показателен, - говорит, например, известный екатеринбургский уличный художник Владимир Абих. – Долгое время в Петербурге на доме, где жил прекраснейший писатель и король русского абсурда Даниил Хармс, существовал мурал с его портретом. В 2016 году эту работу нелегально своими силами сделал уличный художник Паша Кас.
Работа была удачно вписана в архитектуру дома и быстро стала местной достопримечательностью, несмотря на несогласованный статус создания. Вокруг нее долгое время длились дискуссии, в которых культурная общественность выступала за то, чтобы оставить работу в покое. Тем не менее шесть лет спустя эту работу уничтожили самым позорным способом – коряво закрасили краской другого цвета.
Причем прямо под работой красуется козырек парадной, обмотанный строительной сеткой, справа – балкон в аварийном состоянии, слева – отваливающаяся с карниза лепнина. Но в приоритете не ремонт здания, а закрашивание любого проявления самостоятельности и солидаризации жителей. Этот жест четко показывает, что горожане и город существуют исключительно для власти, а не наоборот.
У Хармса есть слова «не смешивай чистоту с пустотой», которые во многом применима к логике уличного искусства, как к подходу заполнять пустоту, а не занимать место. В полотне города есть пустоты, как визуальные, так и пустоты памяти. Государство стремится иметь монополию на память и теперь вместо удачной работы, которая заполняла пустоту – банальная проекция, которая лишь тратит электроэнергию.
Уже закрашенный мурал. Источник: ТГ-канал 1703
- Убили Хармса, - сетует известная тележурналистка Ника Стрижак. – Но есть у меня два простых вопроса. Начну со второго. Неполиткорректного. А сейчас, правда, самое время раздражать людей вот такими вещами? Хармса закрашивать, деревья в любимом садике втихаря пилить? Если у нас даже гаишники не очень обдуманно, но очень искренне заявили, что, понимая общее раздражение людей, не будут штрафовать за мелкие нарушения, но за пьянство за рулем — обязательно.
И еще вопрос. Вот теперь нам здесь видеопроекцию точно этого Хармса будут показывать. М-да. Я понимаю, показывать нечто уникальное, утраченное. В сирийской ночи подлинную Пальмиру, например. Или что-то нами никогда не виденное. А тут? Сами убили, сами теперь покажем. Только меня это смущает?..