После ухода Соколова главным «лоббистом» «Чижика» станет Голованов
Итоги реализации проекта частного трамвая «Чижик» за прошедшие 2,5 года были подведены на официальной странице в Сети. Начавшийся еще при экс-вице-губернаторе Максиме Соколове проект теперь перейдет под ответственность главы Комитета по инвестициям Романа Голованова, которого связывают давние контакты с ушедшим чиновником. Не исключено, что председателю Коминвеста откроются новые "интересные" возможности, учитывая то, с какими скандалами проходила реализация «Чижика».
Реализацией проекта «Чижик» занимается Транспортная концессионная компания вместе с правительством Петербурга. В пресс-релизе напоминают, что ТКК взяла на себя обязательство произвести в Красногвардейском районе полную замену трамвайных путей, закупить современный подвижной состав, построить высокотехнологичное депо, устроить удобные остановочные пункты с комфортабельными павильонами, а также внедрить принципиально новую для нашей страны систему управления трамвайным движением.
Романа Голованов. Источник: https://www.gov.spb.ru
При этом в эффективности и необходимости проекта ранее сомневались как обычные горожане, так и экспертное сообщество. Проект не раз попадал под пристальное внимание городских СМИ из-за возможной коррупционной составляющей и, что не исключено, вывода почти миллиарда рублей.
После ухода транспортного вице-губернатора Максима Соколова со своего поста большие полномочия над проектом получит именно глава Коминвеста – видимо, как давний соратник экс-чиновника и курирующая реализацию «Чижика» фигура.
«Чижик» и Соколов
В СМИ ранее сообщали, что ТКК, реализующая проект, может быть связана с «Группой ЛСР». Компания, в свою очередь, как писали журналисты, аффилирована с экс-вице-губернатором Соколовым, который не скрывает давних дружеских связей с главой ЛСР Андреем Молчановым. Бывший чиновник в рамках своей карьеры успел поработать в ЛСР на посту генерального директора и его первого заместителя.
ЛСР до мая 2021 года являлась миноритарным акционером ТКК, с которой у города в рамках реализации проекта частного трамвая «Чижик» на условиях государственно-частного партнерства было подписано концессионное соглашение.
Однако реализация и развитие проекта были бы невозможны без «своих» людей на местах в Смольном. Так, одним из таких, как утверждают источники, и является ныне действующий глава Комитета по инвестициям Роман Голованов.
Трамваи в Санкт-Петербурге. Источник: http://chizhik-lrt.ru
Связь Голованова и Соколова
Роман Голованов начинал свою карьеру в Комитета по инвестициям в 2008 году, когда председателем ведомства являлся Максим Соколов. После ухода чиновника Голованов продолжил работу в комитете до 2018 года.
Напомним, что подписание соглашения о «Чижике» состоялось в 2016 году. Реализация проекта началась в марте 2018 года, незадолго до назначения Соколова на пост гендиректора ЛСР. Вероятно, переход к активной фазе не начался бы без наличия «своих» людей на местах, кем для Соколова и являлся тогда Голованов.
«Чижик» не нужен?
Вопросы к проекту возникали в разное время. Основная же проблема, которую обсуждали эксперты и горожане, была связана с тем, что полезность и необходимость проекта для Петербурга так и не была доказана. Размер вложений со стороны правительства Петербурга составил около 2 миллиардов рублей. Депутат ЗакСа Марина Шишкина в рамках чтения бюджета в 2021 году сообщала, что Смольный в шесть раз больше выделил на пути «Чижика», чем на пути ГЭТ.
«Почему трамвай «Чижик», который обслуживает четыре маршрута общей протяженностью 27 км, получит из бюджета более 2 млрд рублей, то есть около 74 млн рублей за 1 км? А ГУП «Горэлектротранс», который обслуживает 37 трамвайных маршрутов и 47 троллейбусных маршрутов протяжённостью 980 км, получит субсидии в районе 12 млрд рублей, то есть примерно 12 млн рублей за 1 км? Почему частные рельсы «Чижика» дороже городских маршрутов более чем в 6 раз?» - заявляла Шишкина.
Ни депутаты, ни общественность не смогли отследить процесс расходования бюджетных средств, которые выделяются в рамках концессионного соглашения. Депутаты ЗакСа отмечали, что из-за непрозрачности и отсутствия контроля за концессиями миллиарды рублей бесконтрольно уходят из казны в частные руки, как это произошло и с ЗСД. Также сообщалось, что по схожей схеме комитет по инвестициям Романа Голованова реализует ШМСД.
Источник: http://chizhik-lrt.ru
Передача путей «Чижика» ГЭТ
В прошлом году в СМИ сообщили о «принципиальном» решении отдать участок трамвайной линии от Ладожского вокзала до остановки «Малая Охта» ГУП «Горэлектротранс», а не частной ТКК. Причиной этому стала ненужность участка южнее Ладожского вокзала для реализации «Чижика». ТКК в таком случае придется увеличивать нагрузку и пробег трамваев, а также повышать расходы на эксплуатацию. Несмотря на это, прибыль ТКК останется прежней. По условиям ГЧП недополученная прибыль компенсируется городом, как и в случае с ЗСД.
Вывод миллиарда рублей
Сам Голованов может быть причастен к выводу крупной суммы денег из городского бюджета. В 2019 году ТКК обратилась к городу с требованием компенсировать 819 млн рублей дополнительных затрат на фоне проведенных работам по переносу инженерных сетей под прокладку путей трамвая. Оснований на это у компании не было, поскольку ранее пункт о компенсациях за данный вид работ из изначального соглашения убрали.
Сначала в правительстве отказали в выплате компенсации, но позже некоторые чиновники могли найти обходные пути, поскольку средства из бюджета все-таки были выведены. Среди возможных участников процесса в СМИ называли главу Коминвеста Романа Голованова.
Что дальше
Концессия на реализацию «Чижика» будет действовать еще 24 года. Есть основания полагать, что особое отношение к дружественному экс-вице-губернатору «Чижику» сохранится в Смольном и далее. Голованов - старый соратник Соколова, и именно его комитет ответственен за реализацию инвестиционных проектов. Также чиновники согласовывают сумму бюджета на «Чижика», и не исключено, что тем самым – помогают зарабатывать частной структуре ТКК за государственный счет.