У 200-летнего здания уникальной фабрики отобрали охранный статус
Памятники архитектуры, которым «не повезло» оказаться на пути новых дорог, редко удается сохранить – как правило, дороги, с точки зрения строителей и властных структур, оказываются важнее? Недавно ИА FederalCity сообщало о борьбе за старинный телеграфный пункт «Литер 0», который хотят снести ради автомобильной трассы, а теперь в похожем положении оказался еще один объект культурного наследия – одно из зданий суконной фабрики Ивана Кожевникова в районе Свиблово.
По мнению защищающих это здание жителей Свиблова и членов движения «Архнадзор», его отказываются признавать объектом культурного наследия из-за планирующегося расширения Сельскохозяйственной улицы, так как оно расположено почти вплотную к ней. И это при том, что некоторое время назад ради сохранения построек фабрики решено было изменить проект Северо-Восточной хорды: изначально предполагалось, что она пройдет через фабричную территорию, но в итоге ее проложили по другой траектории.
Открытка XIX века с изображением фабричного комплекса И.П. Кожевникова. Фото: ТГ-канал "Архнадзор"
Суконная фабрика Кожевникова, построенная ровно 200 лет назад, в 1822 году, была самым современным для того времени предприятием, одним из первых в стране, где начал применяться конвейерный метод работы. Это был целый комплекс из 15 зданий, уникальный с точки зрения промышленной архитектуры: зодчий Тимофей Простаков спроектировал его таким образом, чтобы производить сукно было максимально удобно, расположив здания, в которых происходили разные этапы работы, в определенном порядке.
Посмотреть на удивительную фабрику приезжали самые высокопоставленные особы того времени, включая членов императорской семьи – так побывали и Александр I, и Николай I, и их мать, императрица Мария Федоровна. Позже, когда Иван Кожевников разорился, его предприятие несколько раз меняло владельцев, продолжая работать, и закрыли его лишь в начале ХХ века.
Конторское здание суконной фабрики. Фото: Яндекс.Карты
В XXI веке свибловский фабричный комплекс, от которого к тому осталось только три постройки, был признан выявленным объектом культурного наследия. Два его здания в дальнейшем были отреставрированы, еще одно – корпус, где раньше работали ткацкие станки – тоже готовилось к реставрации. Но недавно на сайте Департамента культурного наследия появились результаты государственной историко-культурной экспертизы, которые гласят, что это здание не представляет никакой ценности ни с архитектурной, ни с исторической точки зрения.
Проводившая экспертизу архитектор Ирина Крымова объясняет свое отрицательное заключение тем, что этот дом находится в слишком ветхом состоянии и не имеет больше никакой связи с двумя остальными фабричными строениями, не вписывается в общий архитектурный ансамбль. Но по мнению градозащитников из «Архназора» и сотрудников интернет-издания «Хранители наследия», в этом нет никакой логики, ведь и другие два здания еще недавно нуждались в ремонте, да и стоят они достаточно далеко друг от друга, но их статус объектов культурного наследия никто сомнению не подвергал.
Машинный корпус суконной фабрики. Фото: Яндекс.Карты
Третье здание, согласно более ранней экспертизе, является такой же частью фабричного ансамбля, как и два первых, и если его отреставрировать, будет выглядеть ничуть не хуже остальных. Существует проект музея, который можно было бы открыть в этом комплексе: еще в 2017 году с такой инициативой к мэру Москвы обратилась большая группа ученых и культурных деятелей. А сносить исторический объект в год его 200-летия – и вовсе верх цинизма? Защищать от разрушения старинные промышленные постройки чаще всего еще сложнее, чем жилые особняки, поскольку они обычно выглядят довольно скромно, не имеют архитектурных украшений или других привлекающих внимание особенностей. И даже красивые фабричные здания могут отправиться под снос, как это произошло со строениями Дербеневского химического завода, о котором недавно писало ИА FederalCity. Корпус для ткацких станков суконной фабрики Кожевникова на вид тоже вполне обыкновенный, к сожалению, может ждать такая же печальная судьба?