Российские ветеринары бьют тревогу: животных нечем обезболивать
Представители московских ветеринарных клиник сообщают о недостатке анестетиков, которые используются при хирургических операциях на животных. Речь заходит уже о том, чтобы или вовсе отказаться от таких операций, или проводить их, обезболивая четвероногих пациентов лишь частично.
По сообщению, например, Яна Музалевского, главврача сети ветеринарных клиник «Алиса», ее врачам недостает препарата золетил производства компании Virbac (Франция), а также телазола компании Zoetis (США). Они уже две недели как исчезли из торговых сетей, а на черном рынке их цена за флакон возросла с двух до 25 тысяч рублей.
Лекарство для животных. Фото с сайта pexels.com
Примерно то же самое рассказывают и о других московских клиниках для животных. Раздаются подобные жалобы и со стороны ветеринаров северной столицы. Например, глава петербургского управления ветеринарии Юрий Андреев сетует, что если вскорости не удастся наладить поставки, то ветеринарных клиникам придется искать альтернативы анальгетикам, к примеру, применять газовый наркоз.
Впрочем, по его словам, запасов дефицитных лекарств в госклиниках города хватит месяца на два или три, и пока все операции над животными проходят в штатном режиме.
Кот на операции. Фото с сайта pexels.com
В чем причина данного перебоя, не очень понятно. Прежде всего, конечно, на ум приходят антироссийские экономические санкции и возникает возмущение действиями наших западных уже не партнеров, которые ради своей ненависти к России готовы подвернуть мучениям даже невинных зверушек. А владельцы заболевших котов и собак переживают, как их любимцы перенесут операцию без обезболивания.
Впрочем, из Россельхознадзора сообщили, что, хоть нарекания на перебои с золетилом и телазолом действительно имеются, однако поставщики не сворачивали поставки и ни один иностранный производитель не уведомлял ведомство о том, что прекращает импорт или уходит с российского рынка.
ИА FederalCity попросило прокомментировать ситуацию писательницу, художника и ветеринара Марику Становую, живущую и работающую в Чехии.
Ветеринар. Рисунок Марики Становой
- На самом деле некоторые проблемы с обеспечением лекарствами для животных есть и в Европе, - рассказывает она. – Например, недавно у нас на год исчез антибиотик в пасте теназим (сейчас уже снова доступен). Или более года назад исчез и по сию пору недоступен отимектин – гель от ушного клеща с ивермектином. Причем другие препараты с ивермектином доступны.
Этот бардак творится с началом ковида – все массово бросились делать дезинфекторы и маски, и на многие «не настолько прибыльные» лекарства плюнули.
Так что нынешний дефицит наркоза для животных в России возник, возможно, из-за проблем с дистрибьюцией. Не исключено, конечно, что они связаны и с санкциями: может быть, переориентировали линии производства или просто из-за паники поломали логистику.
Но дефицит лекарств в целом – проблема именно фармакодистрибьютора. Как правило, их несколько, и если у него что пропадает на складе, то в его интересах найти замену, иначе клиент уйдет к тому, у кого найдет.
Мне кажется, что паника в России по поводу наркоза немного раздута: есть достаточно широкий ряд препаратов для него и пока всегда можно просто взять другой. Я не знаю, почему российские коллеги зависли на Virbac и Zoetis, есть достаточно других фирм, которые производят кетаминосодержащие препараты для наркоза. Кроме того, уже лет 70 существуют иные инъекционные наркозы, не требующие использования кетамина. Просто кетамин – самый дешевый и, так сказать, классический способ.
То же самое и с санкциями – надо перестать таращится через границу, а искать домашнее. Да, возможно, некоторые варианты будут несколько дороже. Но и кетаминсодержащие препараты производят прямо в России. Тем более, некоторое время назад он в России вообще был запрещен, и многие ветеринары просто перешли на иные наркозы, без кетамина. Так что не стоит паниковать.
Ни один ветеринар не будет вивисектором, ибо это невыгодно в первую очередь ему же – животное может просто подохнуть от болевого шока.