Сахарный ажиотаж: "Не съем, но закуплюсь" и "Продам, но позже и дороже"
Цены на сахар стали одними из самых быстрорастущих на продовольственном рынке РФ. С начала года продукт подорожал на 37,1%, хотя объективно его запасов в стране не стало меньше.
Ажиотаж вокруг сахара стал одним из наиболее ярких проявлений потрясений на потребительском рынке страны, произошедших в связи с началом специальной операции на Украине и санкционными мерами, принятыми против России. Именно на сахаре сосредоточилось внимание отечественных потребителей, продукт стал на этот раз главной "жертвой" и символов повышенного спроса, как ранее – в пандемийный кризис – это произошло с гречневой крупой.
При этом аналитики не видят объективных причин для дефицита этого продукта, ажиотаж возник "на ровном месте". Так, ведущий аналитик Института конъюнктуры аграрных рынков (ИКАР) Евгений Иванов считает, что в цепи поставок сладкого продукта не происходило каких-либо сбоев, аномалия случилась лишь в ее конце – покупатель стал скупать товар в два раза быстрее. И если бы торговые сети оперативно ввели ограничение на отпуск этого продукта в одни руки, дефицита не возникло бы, замечает Иванов.
Впрочем, психология массового потребителя такова, что всякое ограничение в отпуске товара лишь подогревает к нему внимание. Возникает спираль ажиотажного спроса, которая создает дефицит вопреки объективному достатку или даже избытку товара – люди начинаю закупаться впрок.
Кристаллы сахарозы. Источник: Википедия
Так, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка, в сезоне 2021–2022 Россия произведет 5,7 миллиона тонн сахара при годовом потреблении 5,6 миллиона тонн. Также сахар ввозится из Белоруссии – 100 тысяч тонн, есть и его переходящие запасы на сахарных заводах – 512 тысяч тонн. Действует утвержденная правительством квота беспошлинного импорта сахара-сырца на 2022 год в размере 300 тысяч тонн. Кроме того, 10 марта Таможенная подкомиссия поддержала решение о временном запрете на вывоз белого сахара и сахара-сырца тростникового из РФ до 31 августа 2022 года.
Однако в возникшей ситуации ажиотажного спроса возникает и такой фактор, как желание со стороны производителей и торговых сетей не упустить внезапно возникшую конъюнктуру.
Заводы-производители перестали отгружать необходимые объемы продукции торговым сетям, а также оптовым потребителям, в том числе, производителям кондитерских изделий, хлеба и другим представителям малого бизнеса. Стремление максимизировать выручку на фоне роста курса валют приводит к тому, что заводы-производители придерживают объемы отгрузки сахара, и это в тот момент, когда в торговых сетях покупатели сметают товар с полок.
Мешки с сахаром. Источник: "ВКонтакте" / Минсельхоз
Более сложный случай – возможные попытки скоординированных усилий производителей и соцсетей для распродажи товара по завышенным ценам.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) 29 марта сообщила, что возбудила дело против крупнейшего в РФ производителя сахара компании "Продимекс" по подозрению в незаконных действиях, повлекших рост цен на сахар.
Проверка показала, что "Продимекс" координировала работу торговых сетей для повышения розничных цен на сахар в условиях повышенного спроса. Ранее, 17 марта, в ФАС уже заявляли, что служба проводят проверки крупнейших производителей сахара на предмет картельного сговора. В список подозреваемых, помимо "Продимекса" вошли еще семь компаний.
В регионах со стороны ФАС и прокуратур также идет постоянный мониторинг действий торговых сетей на предмет необоснованных завышений цен на сахар.
Хранение сахарной свеклы. Источник: https://prodimex.ru
Несмотря на работу ФАС закупочные цены выросли, и некоторые ритейлеры начали отказываться от ранее взятых на себя обязательств по сдерживанию предельной наценки на сахар на уровне 5%. Так, от сдерживания наценки отказались сети "Ашан" и "Атак". И хотя данные обязательства были исключительно добровольными, в таком демарше также могут быть скрыты признаки нарушения антимонопольного законодательства. Поэтому торговые сети обязаны уведомлять Минпромторг и ФАС об отказе от взятых ранее обязательств.
В Минсельхозе считают, что минимальные торговые наценки на социально значимые продовольственные товары, включая сахар, надо сохранить до начала нового сельскохозяйственного сезона.
Ранее ИА FederalCity сообщало, что крупнейшие торговые сети Москвы добровольно ограничили наценки на социально значимые продукты питания, присоединившись к инициативе торговых компаний страны.