Компенсирует ли Москва льготникам платные поездки на общественном транспорте в пандемию?
11 марта стало известно о выделении 1,8 млрд рублей на льготный проезд вторых родителей в многодетных семьях и их детей от 16 до 18 лет. Москвичи, чьи льготные транспортные карты были заблокированы в период ограничений, возмещения в какой-либо форме понесенных ими затрат на проезд не получили.
Сайт Дептранса сообщает, что постановление мэра Москвы обеспечит бесплатным проездом на общественном транспорте 191 тыс. многодетных семей с 475 тыс. детей.
В связи с этим постановлением в Telegram напоминают, что в октябре 2020 года мэр Москвы сообщал в своем блоге о приостановке льготного и бесплатного проезда на общественном транспорте для школьников, москвичей старше 65 лет и людей с хроническими заболеваниями.
Теперь же, когда Сергей Собянин выделяет 1,8 млрд рублей на льготный проезд, у наблюдателей возникает вопрос, сколько было потрачено москвичами средств при приостановке бесплатного проезда льготников во время пандемии, и не следует ли компенсировать эти затраты и возместить их.
В московском метро. Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
Такой вопрос, в частности, задает мэру руководитель юридической службы МГК КПРФ Мухамед Биджев:
"Сергей Семенович, когда компенсируете социально не защищенным категориям москвичей фактически украденные Вами у них бюджетные средства на бесплатный проезд в общественном транспорте, права пользования которым Вы лично незаконно лишили их своими волюнтаристскими указами на много-много месяцев⁉️"
Согласно данным самого же мэра, льготного проезда еще в марте 2020 года были лишены порядка 1,9 млн пожилых и хронически больных москвичей. В блогах подсчитали, что в среднем стандартная поездка по Москве "автобус–метро–автобус" в обе стороны стоила во время пандемии 240 рублей. При необходимости поездок два раза в неделю (навестить родственника, в поликлинику, в аптеку), получается сумма в 2400 рублей в месяц – "прямой материальный ущерб в результате отмены льготного проезда".
На изоляции. Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
Некоторые льготники вынуждены были пользоваться услугами такси, что еще более увеличило их затраты на транспорт.
8 марта 2021 года карты пожилых москвичей были разблокированы, с 28 июня ограничения были снова введены, позднее в августе они были сняты. 8 ноября 2021 года блокировка карт начала действовать вновь, теперь уже и у тех, кому за 60. Окончательно транспортные карты москвичей старшего поколения были разблокированы лишь 28 февраля 2022 года.
Минимальные подсчеты показывают, что пожилые москвичи, которым приходилось несмотря на ограничения пользоваться общественным транспортом или такси, потеряли из-за отмены льготного проезда за все время пандемии внушительные суммы: при необходимости поездок дважды в неделю – десятки тысяч рублей. Те выплаты, которые делались московским пенсионерам весной 2020 года – 4 тыс. рублей – явно не покрывают транспортные расходы тех из них, кому необходимо было совершать поездки.
Московский автобус. Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
В расчетах следует также учесть, что транспортная инфраструктура столицы из-за значительного снижения потока льготных пассажиров в период ограничений фактически сэкономила определенные средства. Кроме того, значительную сумму – более 2 млрд рублей – московские власти получили и в результате взимания штрафов за несоблюдение масочного режима на общественном транспорте.
Попытки некоторых москвичей через суд добиться компенсации за блокировку транспортных карт, обращения в прокуратуру общественников, насколько известно, были безрезультатны. Возможно, власти города все же найдут способ возместить горожанам пожилого возраста их вынужденные затраты на поездки в период действия блокировки карт. Актуален этот вопрос и для студентов вузов и колледжей.
Ранее ИА FederalCity сообщало, что на начало периода действия в Москве ограничений в программе "Московское долголетие" было свыше 200 тыс. участников, однако из-за неоправданных запретов через два года ограничений участников программы стало на 100 тыс. меньше.