Ольга Иванова
Опубликовано: 15:42, 22 март 2022
По материалам: federalcity
Другие новости

«Литер 0» на пути автомобилей

«Литер 0» на пути автомобилей

Среди представляющих собой историческую ценность архитектурных сооружений, сохранить которые ИА FederalCity призывает во многих своих публикациях, есть самые разные дома. В одних жили известные люди прошлого, в других располагались те или иные предприятия или учреждения, и все они по-своему уникальны и интересны. Но, наверное, одним из самых необычных строений, над которым нависла угроза сноса, можно назвать маленький домик в Останкинском районе Москвы, носящий скромное название Пост «Литер 0»

Этот двухэтажный, но довольно узкий и чем-то похожий на небольшую башенку домик, стоящий у самых железнодорожных путей, ведущих из Москвы в Санкт-Петербург – последняя постройка, оставшаяся от одной из первых в нашей стране железных дорог, построенной в 1851 году и связавшей две столицы Российской империи. Изначально она называлась Санкт-Петербурго-Московской, но вскоре была переименована в Николаевскую, в честь Николая I, и под этим названием вошла в историю. 

На этой дороге имелись отдельные пути, которыми регулярно пользовались все члены императорской фамилии. В 1880-е годы инженер Яков Гордеенко разработал централизованную систему быстрого переключения стрелок на путях – чтобы царские поезда следовали своим курсом без задержек, максимально быстро, а позже эту систему стали применять и на всех остальных железнодорожных ветках. 

Пост "Литер 0" в XIX веке. Фото: телеграм-канал "Архнадзор" 

Метод Якова Гордеенко позволял заранее освободить путь, по которому должен был пройти поезд с императором или кем-то из его родных, и переключить стрелку в нужное положение. Координирование этих действий осуществлялось при помощи самого быстрого на тот момент средства передачи информации – телеграфа. Сообщения пересылались из специальных построек, в которых находилось телеграфное оборудование, и Пост «Литер 0» в Останкино был главным телеграфным пунктом, из которого отдавались команды на все железнодорожные станции, расположенные между Москвой и Петербургом. 

Построено это здание было примерно в 1880 годы, вскоре после того, как способ быстрого переключения стрелок был внедрен на российских железных дорогах. После 1917 года императорские железнодорожные пути были разобраны – «Литер 0» оказался единственным сооружением, оставшимся от этой линии. 

Такие паровозы ходили из Москвы в Петербург, когда Пост "Литер 0" был действующим. Фото: Википедия 

И вот теперь эту уникальную постройку собираются снести, так как в том месте, где она находится, планируется проложить автомобильную дорогу, идущую параллельно железнодорожным путям. Общественная градозащитная организация «Архнадзор» выступает против уничтожения этого «последнего осколка императорской железной дороги». «Литер 0» - достаточно небольшое строение, и дорогу можно проложить рядом с ним, сдвинув ее на этом участке совсем немного в сторону. 

Несмотря на свой скромный размер, этот дом отличается архитектурными украшениями, и поэтому представляет собой ценность не только как исторический объект, но и как любопытный образец стиля «модерн». Будет очень жаль, если город лишится такого интересного объекта, как он уже лишился многих других ценных зданий, которые недавно перечисляло в своей статье ИА FederalCity. 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: