Денацификация Украины: что и как это будет
ИА FederalCity обратилось к известным политологам и политтехнологам с просьбой рассказать, как они видят процесс денацификации на Украине, о котором заявлено главой государства как о цели начатой 24 февраля спецоперации.
Сделать по учебнику – будет прекрасный результат
Дмитрий Гусев, депутат Государственной Думы, политконсультант:
По мнению Дмитрия Гусева, денацификация Украины должна быть осуществлена так же, как в свое время это было с фашистским режимом. Среди основных мер – запрет всех националистических организаций, изменение учебных программ, "просто должны быть написаны другие учебники истории". Всем лицам, которые принимали участие в этих всех нацистских мероприятиях и организациях, помогали им – запрет занимать государственные должности.
"И все, что касается фашистской идеологии – полный запрет, запрет фашистских организаций, употребления определенных слов, выражений и так далее. 5–10 лет, и будет совершенно другая ситуация и люди – вот вкратце, как нужно делать", – считает Гусев.
"Надо взять и сделать, как по учебнику, и будет такой же прекрасный результат", – уверен собеседник ИА FederalCity.
Главная цель – языковое равноправие
Виктор Милитарев, политолог, публицист:
"Я могу высказывать только свое личное мнение. Я никак не связан с проводимой Путиным спецоперацией, меня никто не информировал, у меня нет никаких инсайдов, для меня все происходящее стало полной неожиданностью. Поэтому я могу на все это смотреть только как наблюдатель и эксперт. Другое дело, что я имею по поводу Украины свои симпатии и антипатии, свою любовь и свою ненависть. Поэтому у меня личная позиция, на основании которой я могу высказаться о том, что я стал бы делать для денацификации, если бы поставил себе такую цель.
Мне не нравится применяемое официально в названии операции слово "денацификация". Не потому, что я не люблю денацификацию, а потому, что она мне кажется в данной ситуации сборным термином, за которым скрываются достаточно разные смыслы. Речь явно идёт не только о прекращении функционирования существующих на Украине нацистских формирований и общественных организаций, имеющих нацистскую идеологию, поэтому термин "денацификация" мне кажется неточным.
Да, действительно, на Украине уже давно существует радикальный национализм, который при этом имеет некоторое сходство с немецким нацизмом. Но при этом гораздо важнее не символика и названия улиц, а признание прав русских и русскоязычных на Украине. Эта тема является главной проблемой нынешней Украины.
Все, что происходит на Украине сегодня, это в первую очередь начавшаяся в 2000–2002-х годах дерусификация и языковая украинизация. Постепенно была создана такая ситуация, при которой письменный русский язык был отменен, хотя говорить на русском было можно. При этом речь идёт о коренном население южной и восточной Украины – потомках первых колонистов. Ведь Новороссия и Слобожанщина были заселены разными народами с разными этническими корнями – предками нынешних русских и украинцев, а также греками, евреями, армянами, сербами и так далее. Но очень быстро сформировалась общность жителей земель Дикого поля, в которой родным, домашним, материнским языком стал русский. И сейчас всем русским и русскоязычным украинцам навязали украинский язык повсеместно – в делопроизводстве, документообороте, СМИ, образовании, на уличных вывесках и т.д. – везде, кроме устного языка на улице и дома. В городах, где 90% населения русские и русскоязычные живут с самого начала.
Киево-Печерская лавра. Источник: https://pixabay.com
До 2014 года областные и городские советы, если большинство в них было из Партии регионов, пытались вводить двуязычие, но тут же возникали претензии генеральной прокуратуры Украины, а официальная позиция состояла в том, что двуязычие оскорбляет чувства украиноязычных украинцев.
Параллельно действовала позиция неофициальная, когда украинские идеологи объясняли русским и русскоязычным украинцам Новороссии и Слобожанщины, что они украинцы и советская, а ранее царская власть их насильно обрусила, и теперь они обязаны вернуться к своим украинским корням и украинской культуре. А если они продолжают считать себя русскими, то, пожалуйста: чемодан, вокзал, Россия.
Это говорилось коренным жителям региона, составляющим здесь большинство. Такая позиция вызывала ненависть.
Происходила также украинизация образования. В 2020-м году был принят окончательно закон, согласно которому обучение во всех государственных школах и государственных высших учебных заведениях ведётся только на украинском языке. Но если в университетской группе нет стукачей и преподаватель "не упоротый", как выражаются многие русские про таких, то все спокойно говорят по-русски. Но "упоротых" преподавателей и стукачей довольно много, потому что успехом нынешней власти явилась украинизация сознания довольно многих жителей русскоязычных регионов.
При этом ещё в первое десятилетие этого века идеологи украинского языка стали обращаться к русскоязычным в весьма грубых выражениях. Особенно к жителям Донбасса: быдло, мрази и т.д. В адрес Донбасса язык ненависти используется уже лет 20.
В 2014-м году ситуация изменилась радикально: за публичные высказывания в пользу двуязычия украинского и русского языка в русских регионах стали следовать репрессии как государственные, так и гражданские. Убили около ста человек, это достаточно, чтобы деморализовать общество. Тысячи посадили. Обычными стали подбрасывание наркотиков и патронов, увольнения с работы было просто обычной ситуацией.
Все это происходило на фоне, прямо скажем, пассивности нашей страны, из-за чего русские и русскоязычные украинцы считают, что мы их предали. И будут сотрудничать с нами, только если убедятся, что мы пришли всерьез и надолго и больше их не предадим.
Поэтому русские Украины пока сидят и молчат. На Украине есть антиэкстремистские статьи. По ним не сажают, потому что тогда бы пришлось посадить огромное количество людей, которые в чудовищно грубых и хамских выражениях пишут про русских и евреев. Против русских активистов используется статья о посягательстве на территориальную целостность. Обычно любые публичные высказывания о федерализации, о голосовании за закон о двуязычии – все это сводится к сепаратизму.
Вот ситуация, которая, на мой взгляд, вопиёт к небесам – ситуация массовой дискриминации и нарушения гражданских прав половины населения. При этом русскоязычная часть населения подвергается кенселингу и бану гораздо более гопническими методами, чем это делается в Европе и Америке. На фоне того, что делается на Украине, русофобия латвийских и эстонских властей выглядит чрезвычайно вежливой.
Российские военнослужащие проверяют обочины на наличие фугасов на юге Украины. Источник: t.me/milinfolive.
Вот причина, почему у меня существуют очень сильные негативные эмоции в адрес нынешней Украины и почему у меня, хоть я не имею никакого отношения к спецоперации, не раскрывается рот сказать, зачем вы это делаете. Я, действительно, не знаю, почему сейчас, почему в таких формах, но то, что я знаю об Украине, говорит о дискриминации и нарушении гражданских прав русских и русскоязычных украинцев.
При этом нацистская символика, нацистские бандитские группы и батальоны – не главное. Главное – дискриминация и нарушение гражданских прав русских и русскоязычных украинцев.
Но восемь лет не прошли даром. Уже на русских территориях Украины возникла ситуация, когда многие, кто из карьерных соображений, кто из соображений идеологических добровольно отказываются от русского языка и не просто учат украинский, а начинают на нем разговаривать дома. Этих людей не так уж мало.
Флагман ВМСУ "Гетман Сагайдачный", затопленный в Николаеве. Источник: t.me/ImpNavigator
Я готов сказать, что таких взглядов, как у меня, придерживается на Украине не более 5% населения, то есть 2 млн человек. Да, это меньшинство в 40-миллионной Украине, но если Россия по-настоящему победит в нынешней спецоперации, эти люди поверят нашим, то я вас уверяю, что на их основе очень легко можно будет построить и гражданскую администрацию, и нацгвардию.
Как всё это технически решать, я не знаю, не готов говорить, что надо делать – создать ли федеративную Украину, выделить ли независимую Новороссию, создать Украину, состоящую из двух субъектов – собственного Украины и Новороссии. Это вопросы, о которых, я считаю, говорить пока рано. А под денацификацией в первую очередь нужно понимать мероприятия по возвращению русским Украины и русскоязычным украинцам равноправия, прежде всего, в языковым отношении, и даже не признание русского языка вторым государственным, а признание русского языка вторым, кроме государственного, административным языком на территории, где русских и русскоязычных украинцев абсолютное большинство.
И не просто признать, а обеспечить гарантиями. А какими гарантиями – наших вооруженных сил, нашей полиции и нацгвардии или воспитанием таких кадров из местных – это все технические вопросы, про которые я пока тоже совершенно не готов говорить. Но цель денацификации должна в первую очередь выражаться в достижение равноправия русских и русскоязычных украинцев в языковом и культурном отношении с украиноязычными украинцами.
Волноваха, уничтоженный украинский танк Т-64. Источник: t.me/istorijaoruzij
На мой взгляд, совершенно обязательно уголовное преследование тех представителей украинского государства и общественности, которые виновны в преступлениях против человечества и в военных преступлениях. Это ликвидация нацбатов и подобных организаций. Ну и не более того. А вопрос о названиях улиц следует решать на референдумах на уровне района или муниципального округа".
Международный антифашистский трибунал, запрет на профессии и правда о происхождении жителей востока современной Украины
Олег Матвейчев, депутат Государственной Думы, политолог:
"Как я себе это представляю. Первый этап, с которым столкнётся сознание жителей Украины, это понимание того, что "нам все врали". Это произойдет, когда будет блокирован Киев, когда будут зачищены основные города, допустим, через две недели. Произойдет аналогично тому, что было в армяно-азербайджанском, когда армянам рассказывали, что они побеждают и почти победили, но потом оказалось, что Карабах пал. Сейчас на Украине обсуждают, когда российская армия будет разгромлена и уйдёт, как им восстанавливать хозяйство – основная проблема, оказывается.
Поэтому этап "нам все врали" – это очень хорошая штука, такой портал в сознание, который позволяет понять, что "нам все врали" про последние дни военной операции и что "нам все врали" и до этого, предшествующие восемь лет и предшествующие 30 лет.
Портал, который позволяет войти и очень серьёзно рассказать о всём вранье украинской пропаганды начиная от военных событий как самого ближайшего и дальше. Рассказывать про Донбасс, про убийства, про все остальное. Про вранье об истории, про то, как они Чёрное море выкопали и другие мифы, которые им там насаждали.
Второй второй – этап осознания "нас использовали". Это следующий большой шаг. "Европа нас обманула. Америка нас обманула. Нас юзали". С этим столкнуться украинцы, которые придут сейчас туда в качестве беженцев. Их там будет 5 млн, и их там начнут нещадно эксплуатировать – это дешёвая рабочая сила для Европы. В любом случае, будут заставлять мыть туалеты и будут по-хамски к ним относиться.
Никакого сочувствия к ним не будет, тем более что они там будут себя безобразно вести, они будут с гонором требовать, что европейцы им должны, а европейцы будут шокированы тем, какие эти беженцы неблагодарные. И дальше начнётся вот это противостояние, и очень быстро в сознании европейцев поменяется отношение к беженцам с Украины.
Киев. Источник: https://pixabay.com
Их везде будут [ущемлять]. Они в ответ будут говорить, "какие сволочи, нас обманули", "обещали жениться, а поматросили и бросили". Потому что на самом деле ситуация такая и есть: Украине много чего пообещали, она отдалась им полностью, сделала кучу грязный какой-то работы, но теперь им сказали: "не, мы только за своих заступаемся, а так вообще мы ничего не обещали". Ничего хуже нет, чем месть обманутой девушки. Соответственно, начнется большое возмущение: "Нас обманули". Следующий этап: "Да будь ты проклята, Европы, будьте прокляты США". Это ещё не значит, что они там сразу полюбят Россию и так далее. Но тем не менее.
Далее, после освобождения, мы, конечно, будем показывать нацистские преступления. Это не только Аллея ангелов, но и огромные массовые захоронения, пытки, которые применяли нацисты. Есть огромное количество свидетелей этого, есть жертвы этих пыток, некоторые выжили после них, у них остались следы – все это будет показываться.
Будет большой международный антифашистский трибунал. Мы привлечем туда представителей 200 стран, понятно, что европейцы и американцы не приедут, и это будет показательно. Но мы устроим огромный суд над нацизмом. С уликами, свидетельствами, фотографиями, фактами. Туда же пойдут и преступления нынешние, которые совершаются сейчас, когда украинские военные прикрываются живым щитом, происходит убийство мирных граждан в городах Украины нацбатами и подразделениями территориальной обороны. Там гибнет огромное количество мирных, ни в чем не повинных людей, которых заподозрили в том, что они по-русски говорят, якобы шпионы, отказались подчиниться, отдать какое-то имущество, потому что нацформирования занимаются грабежом, а также не выпускают жителей по гуманитарным коридорам. Все это записывается.
Людей, которые готовы все это рассказывать, уже тысячи. Потом будут миллионы, которые все это будут рассказывать. На этом гигантском материале дальше будет усиливаться эффект "мы не знали". Так же, как это было в Германии 1945 года. Немцы тогда увидели ужасы Освенцима и сказали:
"Мы не знали, это СС сотворила эти чудовищные преступления, за нашей спиной. Если бы мы знали, мы бы, конечно, не допустили, эсэсовцы виноваты, Геббельс и Гиммлер" и так далее. На Украине будет то же самое. Народ по определению ни в чем не виноват. Обманули олигархи, Зеленский, Порошенко, дальше будет ненависть по отношению к ним и тем, кто за ними стоял – та самая Европа, Англия и Америка и далее по списку.
Украинские политики и госсекретарь США Джон Керри. Источник: Википедия
И дальше нужно приступать к денацификации по тем же примерно клише, которые применялись при денацификации Германии.
Есть пять областей, в которым некоторым людям допуск будет невозможен. Это культура, образование, государственная служба и избираемые органы, силовые структуры и средства масса информации. В этих всех категориях не должно быть никого, кто сотрудничал с нацизмом и так далее.
Преступники должны быть осуждены судами – народными и прочими. Кстати, ДНР и ЛНР в своих конституциях не отменили смертную казнь, и там она может осуществляться.
Те, кто активно сотрудничал и причастен, должны быть осуждены и поражены в правах. Включая всевозможных попутчиков, так называемых активистов, которые занимали какие-то должности и участвовали в насильственной дерусификации и декоммунизации. Есть также категории, которые преступления лично не совершали, но в названных пяти областях они не могут участвовать.
Далее: на законодательном уровне будет запрещена нацистская идеология, она должна быть осуждена и запрещена. Все эти денацификационные законы должны быть приняты, чтобы органы власти действовали по закону. Должны быть созданы комиссии и советы по денацификации, русский язык будет восстановлен в правах.
И должна проводиться разъяснительная работа о том, как из русских сделали украинцев на востоке Украины. Нужно разъяснить людям, что после взятия Новороссии Потёмкин провёл перепись и обнаружил там всего лишь 152 тысячи населения, из которого половина – около 70 тысяч – это татары-ногайцы, и только 70 тысяч казаков. А потом туда было переселено Екатериной Второй 100 тысяч сербов, немцев, греков из Крыма, привезены десятки тысяч французов и – самое главное – 2,5 млн русских из центральной России. То есть потомки коренного условного населения там составляли всего лишь полтора процента, всего лишь каждый сотый.
Павильон Украина на ВДНХ. Источник: https://pixabay.com
Каким образом сейчас там якобы 70–80% украинцев на востоке Украины!? Все это потомки русских людей, не знавших никакую "ридну мову", которым сейчас говорят, что они её забыли. Они ее никогда не знали, они русские по крови, по культуре, по языку и по всему. Соответственно, должна быть мода на популярную культуру, образование, чтобы люди называли называли себя русскими и записывались русскими. По крайней мере, на всем востоке Украины украинцев должно остаться 1% – те, которые на переписи населения будут называть себя украинцами. Вот эта должна быть цель, потому что люди, разобравшись в своих корнях, должны просто понять: "какие мы, к черту, украинцы". Они должны гордиться тем, что они русские, что они победители и наследуют славе русского оружия, великой русской истории победителей, а не истории украинских нацистов, которая состоит сплошь из преступлений и поражений. Посмотрите, у них все герои – одного крысиным ядом убили, другого застрелили, третий заеден вшами и умер Бендерах (Мазепа) и так далее. Это не образцы для подражания, честно говоря.
Молодежь нужно воспитывать на Суворове, Потемкине, великих наших маршалах Победы, которым должны быть восстановлены памятники.
И, конечно, должны быть поставлена памятники жертвам нацизма, должны быть возрождены все памятники русской культуры в Одессе. Здесь должны быть установлены памятники жертвам трагедии 2 мая, это должен быть огромный мемориал. Одесса, конечно, должна гордиться тем, что это русский город. Он был основан Екатериной и всегда был русским по культуре. Там был Пушкин, там должна быть молодёжная современная культура, чтобы ни один бандеровец даже пикнуть не посмел о своей причастности к националистическим движениям и местному "гитлерюгенду" – должно быть стыдно за это.
И, конечно, должна оказываться социальная помощь. Понятно, что будет братская помощь восстановлению разрушений.
Я слышал много раз 20 лет назад по поводу Чечни, что чеченцы – это кровная месть, что это Кавказ, что 200 лет они не забудут и будут всегда взрывать и резать, что в каждой семье погибший. Я это всё слышал, а сейчас они Мариуполь берут и гибнут за Россию.
А уж украинцы – это родные наши, тем более, что многие никакие не украинцы, а русские люди…"