Советские самолеты как способ спасти российскую гражданскую авиацию
Возвращение к производству Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ил-96 может стать выходом из кризиса в авиаотрасли РФ, организованного Западом – предлагает эксперт ИА FederalCity, инженер Сергей Миколайчук.
- На данный момент большинство российских авиакомпаний не совершают рейсы в дальнее зарубежье не только из-за закрытого рядом враждебных нам стран неба, но и по причине отзыва трех четвертей отечественного авиапарка лизингодателями. Означает ли это, что Россия лишиться почти всех своих гражданских самолетов?
- Действительно, более 40 стран запретили полеты российских воздушных судов над своей территорией, а британцы так и вовсе приравняли это к уголовному преступлению. Кроме того, введен запрет на использование всех Boeing и Airbus, полученных в лизинг от зарубежных компаний, а также курсы пилотов, поставка запчастей и техобслуживание самолетов этих концернов.
Таким образом, до 28 марта, если следовать требованиям западных лизинговых компаний, мы должны передать им около 500 самолетов, на которых совершают рейсы наши крупнейшие авиакомпании – Аэрофлот, "Россия", S7, "Уральские авиалинии" и ряд других.
Скорее всего, этого не случится, потому что нашей авиаотрасли будет нанесен критический ущерб. По поводу лизинговых самолетов в Минтрансе предлагают удерживать на территории России иностранные самолеты, взятые в лизинг у зарубежных компаний, и платить за них в национальной валюте. Это позволит им некоторое время совершать рейсы внутри РФ, пока будет позволять их техническое состояние (примерно 2-3 года). Вышедший из строя самолет пойдет, что называется, на запчасти. Однако это дает нам возможность продержаться от силы 5 лет, если, конечно, за это время санкции не будут сняты, на что я бы лично не рассчитывал.
Получается, что единственным выходом из кризиса является производство собственных самолетов, полностью создаваемых из отечественных компонентов.
- А это реально? Сколько лет надо, чтобы построить такой флот, который бы полностью закрыл внутрироссийские потребности в воздушных перевозках?
- Если бы не серьезные просчеты, допущенные при создании "Сухого Супер Джет", а именно – далеко не полная его импортозамещаемость – то ситуация была бы несколько иная. Однако в свое время главой минпрома Христенко было принято решение вместо полностью отечественной сборки Ту-334 отдать предпочтение SSJ. Теперь приходится пожинать плоды попытки пойти по более легкому пути и закупать авионику для "Супер Джета" на Западе.
Есть у нас еще один проект – среднемагистральный МС-21. Однако из-за наличия все тех же проблем с импортными запчастями, серийный выпуск его с полной российской сборкой может начаться только в 2024 году.
Следует ли из этого, что быстрого выхода из кризиса в российском небе нет? Не совсем так. Есть предложения вернуться к проектам прошлых лет, еще советского времени, которые полностью состоят из российских материалов, оборудования и силовых установок, есть вся документация и возможности максимально быстро наладить производство всей линейки самолетов.
Это ближнемагистральный Ту-334 среднемагистральные Ту-204 и Ту-214 (все - Казанский и Ульяновский авиазаводы) и дальнемагистральный Ил-96 (Воронеж). Все эти модели проверенные, вполне надежные, на Ил-96 президент летает, кстати. Производство их продолжается, пусть и небольшими и узкоспециальными партиями, необходим госзаказ, помощь в увеличении выпуска новых самолетов.
Это даст нам возможность не обрушить полностью отечественную гражданскую авиацию и подготовить к производству новые, более современные модели из российских компонентов. Другого выхода у нас нет.
Самолет Ту-334 в воздухе. Источник: finobzor.ru.