Игорь Ласточкин
Опубликовано: 14:21, 11 март 2022
По материалам: federalcity
Другие новости

Война санкций бьет по музеям

Британский Фонд Эрмитажа прекращает сотрудничать со знаменитым петербургским музеем – пока на время.

Сотрудничество Государственного Эрмитажа с фондом (ранее он был известен под именем Общества британских друзей Эрмитажа) продолжалось на протяжении двух десятилетий. Проходил обмен выставками и музейными специалистами, совершались совместные реставрационные работы. 

Теперь все это прервано из-за событий на Украине – британцы говорят. что на время, но сколько это «время» продлится, не знает никто. 

Война санкций бьет по музеям
Музей "Эрмитаж" в Амстердаме. Источник: Wikimedia

Как известно, ранее с русским Эрмитажем прекратил сотрудничество «Эрмитаж» голландский – так называется музей, работающий в Амстердаме. В результате досрочно закрылась работавшая в этом городе выставка из России под названием «Русский авангард – Революция в искусстве».

В этом случае, впрочем, голландский музей наказал себя сам: по признанию его представителя, тридцать лет сотрудничества с Эрмитажем давали ему возможность дополнять свои экспозиции произведениями одного из самых известных в мире собраний искусства. 

В этих условиях Эрмитаж стал опасаться за судьбу своих картин, пребывающих ныне на зарубежных выставках. Музей будет запрашивать обратно несколько десятков таких произведений. Каких именно, не уточняется, однако известно, что, например, в Италии, на выставках Palazzo Reale и Gallerie D'Italia в Милане, находятся работы Тициана «Портрет молодой женщины» и Джованни Кариани «Искушение», а также еще двадцать пять различных произведений.

Тициан, «Портрет молодой женщины». Источник: gallerix.ru 

Хотя итальянский министр культуры Дарио Франческини заверил, что все они обязательно будут отправлены в Россию, законному владельцу, следует отметить, что предосторожность эрмитажного руководства явно не лишняя. Маховик антироссийских санкций не останавливается, и в процессе западные страны постепенно отказываются от собственных «священных» принципов, вроде права собственности. 

Касается это и культурных ценностей. Так недавно во французской газете Le Figaro появилась статья, совершено серьезно рассуждающая на тему, стоит ли конфисковать пребывающую ныне во французской столице тоже принадлежащую Эрмитажу коллекцию живописи импрессионизма и модернизма – так называемую «Коллекцию Морозовых».

Президент Франции Эммануэль Макрон (слева) на открытии выставки «Коллекция Морозовых». Источник: Le Figaro

Пока французское государство не в состоянии сделать это юридически – такими акциям противоречит закон от 1994 года. Однако никто не может предсказать, как далеко заведет европейские государства антироссийская истерия… Так что лучше подстраховаться.

Тем более, уже есть негативный пример «золота скифов» из крымских музеев, о котором сообщало ИА FederalCity. Около двух тысяч археологических артефактов огромной ценности еще до присоединения Крыма к России были направлены для показа в Голландии. Но после того, как полуостров стал российским, принимающая сторона отказалась возвращать их по назначению. В конце прошлого года апелляционный суд Амстердама постановил передать все предметы Украине.

Золотой шлем IV в. до н. э., один из экспонатов выставки «Скифское золото» в Амстердаме. Источник: "Википедия"

Покушение европейцев на принадлежащие России сокровища искусства вызвало в нашей стране возмущение.

— Это, помимо прочего, повод раз и навсегда решить вопрос обо всех перемещенных ценностях, - заметил консервативный публицист Егор Холмогоров. – Золото Шлимана и все, все, все объявляются неотъемлемой собственностью России навечно и любые переговоры на эту тему прекращаются. Ну и произвести декоммунизацию вопроса проданных большевиками эрмитажных сокровищ. Им присваивается статус похищенных. А потом начинается розыск. Это может со временем приобрести очень интересные формы.

Золото Шлимана в экспозиции московского Пушкинского музея. Источник: pushkinmuseum.art

Следует также отметить, что «культурные санкции» направлены не только против России, но и поддержавшего ее в нынешнем кризисе Китая. Так, из-за позиции Пекина в украинском вопросе была отменена намечавшаяся в китайской столице выставка Анри Матисса. Выдачу китайской стороне 280 работ этого художника приостановил Государственный музей Матисса во Франции. 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)