«Архнадхору» удалось «отбить» у застройщиков одну стену предназначенного к сносу дома
Попытки московских градозащитников сохранить историческое здание на Саввинской набережной увенчались успехом лишь частично. Построенный в 1889 году дом, в котором изначально находилось общежитие ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера, все-таки будет снесен, как и многие другие ценные с исторической и архитектурной точки зрения постройки, об уничтожении которых так часто приходится сообщать ИА FederalCity. Но есть и хорошая новость: одна из стен этого дома с уникальным изображением портрета Германа Гессе, выполненного художником Александром Фарто, разрушена не будет.
Дом № 27 по Саввинской набережной был общежитием мануфактуры до 1925 года. Затем мануфактура была реорганизована в Хамовническую ситценабивную и красильную фабрику имени Я. М. Свердлова, которая в 1962 году превратилась в Шелковый комбинат того же имени. В 30-е годы к нему было пристроено дополнительное помещение, служившее клубом. Все это время в 27-м доме жили сотрудники этих предприятий, а позже, в «перестройку» комбинат стал фирмой «Московский шелк», а общежитие – просто жилым домом.
Таким образом, это старинное здание уже было очень интересным для историков, а в 2007 году оно сделалось еще более знаменитым. В этом месте решено было создать галерею стрит-арта, и стена бывшего общежития мануфактуры стала ее первым арт-объектом.
Приглашенный российскими художниками их португальский коллега Александр Фарто, известный под псевдонимом Vhils, создал на одной его стене огромный портрет писателя Германа Гессе, а на другой – городской пейзаж. С тех пор здание оставалось одной из главных достопримечательностей этого района, известной не только в Москве, но и за рубежом.
Градозащитники приложили множество усилий, чтобы добиться для этого дома охранного статуса. В этом им было отказано, однако поднятый ими шум все же сделал свое дело: руководство компании-застройщика согласилось не сносить стену с портретом Гессе, а московский Комитет по архитектуре и градостроительству придумал способ, позволяющий ее «законсервировать».
- Для этого была разработана уникальная технология по сохранению и переносу на новое место фрагмента стены. После переноса его поместят в светопрозрачный короб и сделают архитектурно-художественную подсветку. Это отличный пример того, как можно бережно работать с тканью города, с историей, - рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
К сожалению, все остальные стены старинного здания, включая ту, на которой нарисованы городские дома, спасти не удалось. Но этому строению все-таки повезло больше, чем многим другим московским историческим зданиям, таким как, например, Институт международного рабочего движения, снос которого только что пришлось освещать ИА FederalCity.