Вывоз российских граждан из ЕС: идет поиск оптимального решения
27 февраля министры иностранных дел 27 стран Евросоюза одобрили полное закрытие воздушного пространства сообщества для самолетов РФ. За рубежом сейчас 150 тысяч граждан РФ, и как будут вывезены домой те из них, кто оказался в странах ЕС, пока не решено.
После решения властей ЕС о закрытии европейского неба для российских самолетов вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Ростуризму, Минтрансу и МИД РФ организовать вывоз российских туристов из-за рубежа по гуманитарным каналам.
Но авиакомпании даже в рамках гуманитарных рейсов опасаются высылать свои самолеты в Европу за российскими гражданами, поскольку лизингодатели требуют от них расторжения договоров и возвращения бортов, пишет "Коммерсант". В таких обстоятельствах лайнеры могут быть просто арестованы на территории ЕС.
Было бы логичным задействовать самолеты Минобороны, однако в текущей ситуации такое решение, предполагающее полеты в небе Европы военных транспортников из России, может вызвать бурную негативную реакцию в странах Запада.
В Минтрансе сообщили, что сейчас совместно с Росавиацией идет выработка решения о том, как осуществить вывоз российских граждан из-за рубежа. В Росавиации в понедельник 28 февраля прошло совещание об организации гуманитарных рейсов, а не просто вывозных, так как некоторые страны согласны только на такие рейсы между ними и РФ, сообщает "Коммерсант".
Пустой салон самолета. Источник: https://pixabay.com
Ведомство опубликовало заявление, в котором рекомендовало российским туристам держать связь с туроператором или перевозчиком и в обязательном порядке зарегистрироваться в мобильном приложении «Зарубежный Помощник» МИД России (доступно на iOS, Android). Здесь также заверили, что ведут работу по организации вывоза российских граждан из стран ЕС совместно с МИД России и Ростуризмом и формируют график. Но замечают, что выполнению российскими авиакомпаниями своих обязательств перед пассажирами может помешать позиция авиационных властей стран ЕС.
Ранее в международном авиасообщении подобных ситуаций не возникало, что затрудняет поиск решения. Однако в "Коммерсанте" подсчитали, что из 980 пассажирских лайнеров РФ около сотни принадлежат российским компаниям и их дочерним структурам в Ирландии. Формально для них нет риска быть арестованными, если им разрешат вывоз российских пассажиров. Но риски все равно велики (например, непрохождение технической проверки в зарубежном аэропорту), и юристы сейчас досконально их изучают.
Возможным решением может стать фрахт самолетов иностранных авиакомпаний.
Относительно количества российских граждан, оказавшихся после закрытия неба ЕС за рубежом, точных сведений пока нет.
В аэропорту. Источник: https://pixabay.com
В Ассоциации туроператоров России (АТОР) "Интерфаксу" сообщили, что в настоящее время за рубежом находится свыше 150 тыс. российских туристов, 27 тыс. – в странах, в которых имеются проблемы с вылетом в РФ (Европа, Карибские страны, США). Для оставшихся в других странах (например, Латинской и Центральной Америки) туристов сейчас организуются вывозные рейсы в обход неба ЕС.
На 1 марта в Минтрансе назначено специальное совещание по текущей критической ситуации с возвращением россиян домой.
Ранее ИА FederalCity сообщало, что российские аэропорты были вынуждены в массовом порядке отменять и задерживать рейсы по причине закрытия неба над Европой и приостановки работы части российских аэропортов в южных регионах страны. В последнем случае – по соображениям безопасности.