"Стыдящиеся за Россию": анатомия явления
В последние дни в соцсетях публикуется большое количество постов представителей шоу-бизнеса и так называемой творческой интеллигенции, стыдящихся действий России по защите народных республик в Донбассе и демилитаризации и денацификации Украины.
Явление приняло массовый характер. Среди тех, кто выступает под хештегом #нетвойне и подобным отметились многие популярные звезды шоу-бизнеса, писатели, режиссеры, актеры: Александр Роднянский, Антон Долин, Борис Акунин, Виталий Манский, Дмитрий Глуховский, Иван Ургант, Ксения Раппопорт, Лия Ахеджакова, Максим Галкин, Светлана Лобода, Сергей Лазарев, Юрий Дудь и другие «звезды».
Пишущих покаянные посты и просящих прощения у украинцев уже окрестили сектой "стыдящихся за Россию".
Те, кто не приемлют этот "флешмоб", пытаются понять природу явления, разобраться в его причинах, мотивах.
Режиссер-документалист Алена Полунина пишет (грамматика автора сохранена):
"Дорогие, талантливые, красивые. Зачастую очень хорошие люди в жизни.
Что с вами происходит. Что же с вами происходит.
Вы изошлись в извинениях. Не верю своим ушам. У вас было восемь сука лет разобраться в вопросе.
Какое простите?
Да, риторический уже вопрос, где были ваши извинения убитым, покалеченным, разоренным людям Донбасса, когда Украина начала карательную операцию, АТО, на Востоке?
Я помню только "сами виноваты", "нечего было хотеть в Россию", и, конечно, ставшее мемом "это другое".
Почему ваш "(...) [неценз.] войне" оказался столь избирательным?
Восемь лет этого зазеркалья в отечественных соцсетях. Восемь лет одобрения безнаказанно резвящимся на костях подонков из Рады и нацбатов.
Восемь лет бессильного наблюдения как узаконенный геноцид одобряют "лучшие люди".
Восемь лет слушать инфантильную "пацифистскую" чушь, оправдывать чужие заблуждения неинформированностью, артистической эмоциональностью, влиянием среды, и бесконечно, бесконечно принимать как факт то, что все мы разные и мнения разные, и даже правды – разные тоже: такова участь настоящего либерала. Кажется, тест на истинный либерализм был пройден.
Но, бог мой, как это чертовски всё было больно.
И вот происходит то, что происходит. Весенний ветер. Колесо большой Истории вертанулось. Со скрипом, зловеще и мощно. Но логично и ожидаемо.
И снова: Ах, простите!
Где было, где – есть – ваше простите той старухе с парализованными ногами, ютящейся в ледяном, как склеп, подвале?
2016 год, сверху – весна малороссийская ослепительная и обстрел укрбатов. А внизу, под землей, в могильном холоде, старуха. Я думала, она немая. Сошедшая с ума от горя и старости. Но вдруг она подняла глаза в камеру: "Я девочкой пережила войну с немцами. Но я и представить не могла, что нас когда-то будет убивать Украина".
К сожалению, она была в ясном рассудке".
Писатель Захар Прилепин также делает попытку понять причину массового стыда за свою страну среди артистов.
Он написал, что в эфире музыкальных радиостанций не ставят многочисленные песни донбасского сопротивления, которые исполняют звезды, приезжавшие в Донбасс.
Ни одна такая песня за все годы не попала в ротацию ни одного российского радио, отмечает Прилепин. По его словам, разговор всегда короткий:
«О, у вас песенка (стишок, спектакль, киношка) про Донбасс?» – и перед вами тут же закрываются двери и ставни приличных салонов, журналов, каналов, порталов".
Прилепин считает, что "российская культурка" оккупирована теми, кто «против войны», а те, кто из культуры понимает и принимает происходящее, почти все боятся, что их "свои съедят, если они голос подадут".
Те же, кто стыдился за Россию, переждут этот вот кошмар, но никто из них в знак протеста не откажется ни от должности, ни от зарплаты, и едва все завершится, они продолжат тихо душить всё, что было «за войну», считает Прилепин.
А те, кто думают, как им совместить свою продонбасскую, прорусскую позицию и свою творческую карьеру, мучительно дезориентированы.
Писатель признается, что уже восемь лет получает письма и смс примерно следующего содержания: «Мысленно с вами, но вслух сказать не могу, сам понимаешь».
И даже гуманитарную помощь в Донбасс самые смелые представители артистического мира отправляли тайно, лишь бы никто не узнал, свидетельствует Прилепин.
"Зато писать: «Прости, Украина» – в бложиках, имитируя необычайное мужество, можно в открытую. Потому что это лишь выглядит как «пощёчина общественному вкусу».
На самом деле ты подаёшь сигнал сильным мира сего: «Я с вами, я ваш! Я не с ними! Видите?»
И они видят", – пишет Прилепин.
Но через три недели или три месяца, уверен писатель, где-нибудь в Тавриде он снова увидит на сцене одного за другим всех тех, кому сегодня и вчера было «стыдно», и никого из тех – поющих или играющих на сцене, – кто сегодня рискнул поддержать собственную армию.
Политолог Кира Сазонова пишет, что если бы все те, кто сейчас пишут в Instagram под хештегом #нетвойне последние восемь лет неустанно напоминали бы всему миру о проблеме Донбасса, исправно ставили бы хэштеги, не спали и переживали – никаких вопросов к ним не было бы.
"Все эти добрые, сердечные, сострадательные граждане, ставящие сейчас рыдающие смайлики в чатах и соцсетях, почему-то совсем не волновались все эти восемь лет.
А сейчас прямо скорбят. Притом, что на Донбассе целенаправленно убивали мирных жителей, а во время украинской спецоперации точечно уничтожают военные объекты", – пишет Сазонова.
По ее мнению, причина таких разных реакций та же, по которой пол-Европы в своё время предпочитало не замечать геноцид евреев и цыган: потому что их воспринимали как людей второго сорта.
"Вот и здесь – какие-то странные чудаки восемь лет сражаются за Бог знает что. На русском им говорить приспичило, видите ли. Бандера им не герой, видите ли. Ну да, восемь лет убивали женщин. Стариков. Детей. Но, в целом, что такого?! Геноцид на Донбассе для некоторых превратился в клише из серии «а в Африке дети голодают».
Поэтому, дорогие скорбящие, правило простое – либо уж переживайте и болейте за весь род человеческий, либо заканчивайте страдать и хватать ртом воздух. Простудитесь", – заключает политолог.
Высказался о "стыдящихся за Россию" также основатель информагентства «Ветеранские вести» Вячеслав Калинин:
«Многие из них живут на государственные гранты, получают зарплаты от государства, «творят» и лицедействуют за счёт государства, живут в России и за счёт России».
Гражданам России следует «быть настойчивей и злее в обозначении наших позиций, активнее противостоять подобного рода «экспертам», а если надо, то и действовать решительней», считает он.
Политолог Евгений Сатановский сгруппировал "стыдящихся за Россию" в несколько категорий: ученые, деятели культуры и общественники, звёзды, политики и околополитические тусовщики. Кто-то просто против, всегда и всего, не любит Путина, и логики здесь никакой нет и быть не может. Есть циники, которые делали карьеру, рубили бабло и лезли наверх, но не срослось. Есть те, кому просто интересен хайп.
"Много тех, у кого есть реальный пиковый интерес. Жилье за границей, банковские счета, гастроли, тусовки... Им в списки санкционные попадать никак нельзя, у них в любой момент должны все необходимые визы открыты, имущество не под конфискацией и счета не под арестом. Их и так коронавирус подкосил, а теперь ещё и то, что их могут со всей прочей Россией под одну гребёнку зачесать... Им отмазка нужна. Плевать они хотели на Донбасс и тех, кто там живёт, на укронацистов и бандеровцев, на то, что до "грязной бомбы" атомной Зеленскому полшага осталось. Это не их проблема. Да и безопасность страны - не их. Они, если что, уедут. База есть, деньги отложены - какие тут могут быть проблемы? Большой привет Галкину, Урганту и прочей звёздной тусовке", – считает Сатановский.
Еще одна категория, которые просто переживают за Украину, откуда они родом, где живут дети, друзья и всевозможная родня, и они за них всех боятся.
Парад "скорби и стыда", вероятно, скоро уменьшится или и вовсе сойдет на нет из-за отсутствия аудитории – Роскомнадзор принял решение частично ограничить доступ к американской социальной сети Facebook на территории России .