Успехом спецоперации нужно считать далеко не только нейтральный статус Украины – Виктор Милитарев
25 февраля советник главы Офиса президента Украины заявил о том, что Украина готова провести переговоры с Россией о нейтральном статусе, но она должна получить гарантии безопасности. Президент Украины Зеленский также заявлял о готовности переговоров с российской стороной.
Не означает ли это достижение той цели, которую ставила Россия, начиная спецоперацию на Украине?
С этим вопросом ИА FederalCity обратилось к политологу, публицисту Виктору Милитареву.
Приводим его мнение полностью:
"Для того чтобы ответить на ваш вопрос, нужно сначала сформулировать признаки, которым должна удовлетворять военная спецоперация по принуждению к миру. Мне кажется, что такая спецоперация целесообразна в случае, если:
1) У страны-умиротворителя есть жизненно важные цели, которые невозможно достигнуть мирным путём.
2) Есть большая вероятность, что эти цели будут достигнуты, причем достигнуты достаточно быстро и достаточно легко.
Поясню, что значит "легко": желательно без призывников, с минимальными потерями в собственных вооруженных силах и, желательно, с минимальными потерями среди мирного населения умиротворяемой страны.
3) И самое главное, если по итогам военной операции будет достигнуто необходимое для страны-умиротворителя политическое решение, причем с соответствующими как политическими, так и силовыми гарантиями.
Министр обороны Сергей Шойгу. Источник: сайт МО РФ
Мы многократно видели в нашей истории, как Россия выигрывала войну, но потом проигрывала мир. Начиная с русско-турецкой войны 1877 года.
Что касается событий "08.08.08". Мы выиграли, мы добились фактической независимости республик [Абхазии и Южной Осетии], но в общем у нас с Грузией холодный мир. Мы торгуем, мы посылаем туда туристов, но в целом правительство Грузии к нам враждебно, независимость Абхазии и Южной Осетии Грузия не признает с таким же приблизительно эмоциональным градусом, с каким-то до сегодняшнего дня Украина не признавала независимость ЛДНР.
Это общие принципиальные соображения.
Теперь конкретно по поводу вопроса. Да, обращение главы президентского офиса Украины во многом может быть понято как то, что цели спецоперации достигнуты. Как и ранее произнесенные речи президента Зеленского, в которых он сквозь зубы также произнёс о готовности к возможным переговорам о нейтральном статусе Украины.
Но теперь нам придется домыслить, потому что власти РФ не сформулировали публично жизненно важные цели России, которые привели к этой спецоперации, не объяснили в общем-то и стратегические цели самой операции – до какого результата в чисто военном плане они хотят дойти, на какой линии соприкосновения хотят остановиться, вернутся или нет. Поэтому нам придётся домыслить.
Российские военные. Источник: сайт МО РФ
Я не от лица Российской Федерации, а от своего лица готов сформулировать то, что я вижу как жизненно важные цели. Притом что я не готов поклясться, что этого нельзя было достигнуть мирным путём. Хотя весьма вероятно, что невозможно, потому что так, как издевались над нами и Украина, и западные партнёры с Минскими соглашениями, говорит об этом с большой долей вероятности.
Итак, жизненно важные цели, которые можно записать как российскую программу-минимум, которой необходимо добиваться от Украины.
1. Решение проблемы "финляндизации" Украины. То есть признание ее внеблокового нейтрального статуса, отсутствие на ней наступательного вооружения и гарантии со стороны России и кого-то ещё, что этот статус будет эффективно поддерживаться.
Но это не единственная цель. Возможно, речь президента Украины и обращение к нашему президенту главы президентского офиса пытаются свести переговорный процесс к этому одному пункту, пытаясь оттянуть или вообще уйти от разговора о других пунктах, которые столь же принципиальны.
2. Это, разумеется, признание статуса Крыма и статуса ЛДНР.
3. Не менее важная, если не более важная задача – гарантии прав русских и русского языка на территории Украины.
Наша пропаганда говорит об этом мало. Я смотрю в соцсетях, все кричат в основном "спасайте русский Донбасс", но это отнюдь не единственная цель. Наши соотечественники и союзники подвергаются силовому давлению, жёстко дискриминируется на территории Украины. И не только наши соотечественники, но и украинцы, имеющие родным языком наш русский язык. Вместе с нашими соотечественниками – этническими русскими (границы тут довольно неопределенны) – они составляют не менее половины населения Украины.
И это – программа минимум. Без решения которой в пользу России операция не может быть признана эффективной.
Владимир Зеленский. Источник: Facebook / Офіс Президента України
Но есть дополнительные пункты в программе-минимум, которые решать желательно. 1) Это процессы над военными преступниками – процесс и над одесскими убийцами, и процесс над убийцами мирного населения Донбасса.
2) Гарантия водоснабжения Крыма. Сейчас мы решили этот вопрос де-факто, но он должен быть гарантирован.
3) Урегулирование вопроса с транзитом газа. Необходимо прекратить газовый шантаж, которому Украина занимается четверть века.
Я не знаю, как без этого можно заключать мир.
Другое дело, что есть более жесткие для Украины варианты, в которых территории ЛДНР сильно расширяются. Я имею ввиду то, что в 2014 году были также объявлены народными республиками Одесская народная республика и Харьковская народная республика. И формулировался проект Новороссии от Приднестровья до Харькова. Я знаю, что этот проект неоднократно обсуждался, в том числе в верхах, но я не могу говорить за верха.
Мне лично, конечно, проект Новороссии был бы симпатичен, но насколько он реалистичен сегодня, я не знаю, потому что за прошедшие восемь лет население Украины могли так запугать и деморализовать и так воспитать молодёжь в антирусском духе, что они перестали считать себя русскими и не захотят никакой Новороссии.
Так что если пока не обсуждать проект Новороссии и других республик, мне кажется, программу-минимум я сформулировал. Я не могу судить, играет ли Зеленский и глава его офиса с нами в игру, или они вполне лояльны, поняли, что проиграли и готовы к переговорам по всем трем пунктам, но на бумаге пока пишут только про нейтралитет. Ещё раз: без решения этих трёх вопросов как минимум ни о какой эффективности операции лично я не готов говорить. А что на эту тему думает верховная власть нашей страны, я не знаю".