От мелких недоделок до сноса исторических зданий: недостатки программы реновации
В этом году исполняется пять лет московской программе реновации ветхого жилья, в рамках которой людей, проживающих в «хрущевках» и других старых и непригодных для жизни домах, должны переселить в новые современные здания. По данным ИА FederalCity, реализация программы с самого начала вызывала много недовольства, в первую очередь у тех, кого она должна была осчастливить – у жители ветхих домов, которым, вопреки их ожиданиям, часто предлагали переехать в квартиры с недоделками, слишком маленькие по площади и еще менее удобные, чем их прежнее жилье. Проходят годы, и несмотря на критику, в этой области ничего не меняется – разве что число недовольных реновацией постоянно растет.
О проблемах, связанных с реновационным жильем, писали многие СМИ, включая и ИА FederalCity. Два года назад, в феврале 2020 года, портал «ТВСС Реновация» подвел промежуточные итоги реализации этой программы, и они оказались весьма неутешительными. Даже в тех случаях, когда квартиры в новых домах устраивали переселенных туда жильцов, жизнь там оказывалась менее удобной и приятной, чем в старых зданиях. В местах, застроенных пятиэтажными или даже более низкими «хрущевками», было достаточно солнечного света и люди жили не так скученно, как в кварталах с закрывающими солнце высотными «человейниками», где теперь живет огромное количество людей и нет места ни для прогулок, ни для того, чтобы припарковать машину.
Сейчас по программе реновации в семи административных округах на месте снесенных домов возводится 20 новостроек. Фото: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)Кроме того, под снос по программе реновации не всегда попадали действительно неподходящие для нормальной жизни старые «хрущевки». Иногда это были дома, построенные сравнительно недавно, в 90-е годы прошлого века, и еще не обветшавшие, а иногда исторические здания, которые, наоборот, должны охраняться государством. Все зависело от того, в каком месте находились строения, признанные «старыми и ветхими» - если оно было удобным для того, чтобы после их сноса соорудить там что-нибудь новое, строительные компании могли добиться их включения в программу реновации. А еще случалось, что жителей «хрущевок» переселяли в новостройки, расположенные не в том же районе, где они жили раньше, а далеко от этого места, и хорошо если в черте города, а не в пригороде Москвы.
Жертвами реноваторов могут стать и деревья в скверах и лесопарках (фото: pexels.com)ИА FederalCity тоже подробно освещало и эти, и многие другие проблемы московской реновации. Можно вспомнить, например, как в 2020 году для строительства новых домов по этой программе были вырублены зеленые зоны в Лосиноостровском и в Бабушкинском районе. Или как в начале 2021 года людям, переехавшим в новый 31-этажный дом на улице Константина Федина управляющая компания отказалась организовать мытье окон, предложив им мыть их самостоятельно, в том числе и на верхних этажах.
Или как осенью этого же года жители района Кузьминки уговорили руководителя рабочей группы по реновации Петра Толстого посетить предложенный им для переселения дом, в котором по стенам текла вода и пышно разрасталась плесень. Причем это не единичные случаи – похожие истории происходят постоянно, и жалобы участвующих в реновационной программе людей часто звучат очень похоже: в новых домах протекают крыши, в них слишком холодно, в них не закрываются двери и не работают лифты…