Игорь Ласточкин
Опубликовано: 12:00, 18 февраль 2022
По материалам: agenda-u
Другие новости

Георгий Цеплаков: 5 рациональных доводов, почему Краснознаменная группа должна стоять на Плотинке

Георгий Цеплаков: 5 рациональных доводов, почему Краснознаменная группа должна стоять на Плотинке

На заседании Совета неравнодушных горожан во время обсуждения места восстановления Краснознамённой группы возник спонтанный спор на тему «а стоит ли, в принципе, восстанавливать памятник где-либо». Чтобы разобраться в этом вопросе мы обратились к Георгию Цеплакову, искусствоведу и культурологу.

Ваша оценка прошедшего заседания Совета, были ли у противников восстановления убедительные доводы на ваш взгляд?

Прежде, чем я перечислю пять доводов в пользу того, почему Краснознаменную группу стоит восстановить на ее историческом месте, а не где-либо еще, отмечу два обстоятельства.

Первое. Я благодарен Алексею Орлову, Андрею Молокову, Сергею Плахотину и другим ответственным представителям городской власти за восстановление памятника Краснознаменная группа, которое осуществится уже этой весной. К юбилею Екатеринбурга его власть манифестирует единство с позицией гражданского общества, и этот знак нужно оценить по достоинству.

Теперь уже, говоря о Краснознаменной группе, не придется сожалеть, что она то ли ржавеет где-то на складе, то ли утеряна, то ли уничтожена. Памятник будет восстановлен – когда это случится, это будет не только победой здравого смысла, но и важным символическим актом. Места домыслам уже не будет.

Второе. Среди доводов против восстановления памятника на сегодняшний день не слышно сколько-нибудь взвешенных аргументов. Те, что я слышал – либо чистой воды вкусовщина: «Лично мне она мне никогда не нравилась». Либо частные суждения – «Это просто железяка, не представляющая ценности», «Это всего лишь рама для картины, подставка под Орден Ленина» и т.д.

То есть обесценивание культурной значимости памятника носит сугубо субъективный характер?

Вкусовщину просто неинтересно обсуждать. Если цитировать Фаину Раневскую – она уже сама может выбирать, кому ей нравиться, а кому нет. С точки зрения дилетанта и «Войну и мир» следует удалить из школьной программы, потому что… «Зачем нашим детям все эти многотомные дворянские разборки?». Вы серьезно?

Что касается «железяки» и «рамы для картины», то… просто проведите экспертный опрос среди специалистов по советскому искусству и архитектуре. Вы убедитесь, что художественная ценность Краснознаменной Группы неоспорима. Только, пожалуйста, пусть это будет не устная фраза в кухонной беседе, а официальное экспертное заключение с печатями и подписями. Вы удивитесь результату.

Конечно, можно сказать, что мнение экспертного сообщества профессионалов в сфере искусства ничего не значит. А чье значит? Ваше? Верх изящества, а не аргумент.

А что касается опасений относительно идеологического характера памятника, обоснованы ли они?

И наконец, третья, прекрасная серия возражений связана с тем, что Краснознамённая группа нужна только коммунистам и «пропитана идеологией». Но это просто не соответствует действительности, поскольку многочисленные опросы горожан, проведенные в разные годы показывают, что стабильно ЗА восстановление Краснознамённой группы голосует более 70% жителей города. И тут одно из трех – либо все эти люди коммунисты, либо вы просто лукавите, либо вы не до конца компетентны в вопросе.

И потом. С тем же успехом можно призывать снести Белую Башню или гостиницу «Исеть» на том лишь основании, что они были построены при «кровавом совке». А от названия «Городок Чекистов» вероятно, кровь стынет в жилах. Ну что за ерунда? История есть история. Тем более, что Краснознамённая Группа никакого отношения к сталинской эпохе не имеет.

Я хотел бы услышать внятные, рациональные доводы против восстановления памятника. Без переходов на личности, каких-то странных эмоций и намеков, что, мол, вот, «мне звонили уважаемые серьёзные люди и спрашивали, что можно сделать, чтобы ее не восстанавливали»… Именно так выразился один из участников заседания Совета по сохранению и развитию культурного наследия Екатеринбурга. Разумеется, заветные имена озвучены не были. Как и разумные аргументы против.

Раз восстанавливать всё-таки нужно, почему стоит сделать это на историческом месте?

Ну, а теперь обещанный ТОП-5. На мой взгляд, Краснознаменную Группу стоит вернуть на ее историческое место по следующим причинам:


Замысел художников. Ее авторы задумывали ее стоящей именно на этом месте. Они планировали, что она будет стоять именно здесь. И если мы уважаем волю художников, то стоит подумать о возвращении ее на Плотинку.

Представьте, если кто-либо решит Александровскую колонну на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге переставить в другое место. Монферран? Да кому он нужен!

Вы спросите, зачем это делать с Александрийским столпом? Я не знаю. Как не знаю, зачем надо было убирать Краснознаменную Группу.


Взгляд снизу. Художественное решение предполагало, чтобы композиция воспринималась снизу и издали. Группа должна быть установлена на возвышении. Что опять же обусловлено замыслом и местом. Ни одно из мест, которое предлагает сегодня администрация города, не обеспечивает ей такую позицию.
Всесторонний обзор. Группа должна быть просматриваема отовсюду – не только фронтально, но с разных точек зрения. Это тоже важно для раскрытия замысла.
Сборка пространства. Так исторически сложилось, что пространство Плотинки представляет собой эклектику разнородных элементов. Они появлялись в разное время и имели разное значение. Краснознаменная Группа визуально являлась доминантой, центром композиции.

Без этой доминанты все смыслы – исторический камень, части железоделательных станков, музеи, памятники царям и писателям, вода в плотине, сквер, театр, бизнес-центры превращаются в хаотичное нагромождение. В этом легко убедиться, посмотрев на виды Плотинки с Краснознамённой Группой и без нее.


Символический смысл. Ну, и конечно, самое, на мой взгляд, главное. Краснознаменная Группа и Орден Ленина олицетворяют идею единства воинского подвига и трудового подвига свердловчан. А именно установка памятника недалеко от Исторического Сквера, в самом символическом центре города означает единство истории вокруг труда, творчества, сплочения, братства.

Не случайно рядом расположена Площадь Труда. И не случайно главный стиль города – конструктивизм. Идея созидательного, творческого труда – главная, ключевая идея.

Поэтому рискну предположить, что большинство горожан чувствует, что без Краснознаменной Группы, символа творческого сплоченного созидания в правильном месте в этом городе будет твориться что-то не то. Конечно, обычные люди могут этого не осознавать, но это следует из анализа художественного потенциала Плотинки и памятника. 

Что, в конечном итоге, значит Краснознамённая группа для города?

Краснознаменная Группа на Плотинке показывает, что исторический, петровский Екатеринбург (место), и советский Свердловск (красные знамена и орден на памятнике) – это единое целое. Коммунистическая идеология тут на десятом месте. Это в принципе город тружеников, промышленный, созидательный центр.

А установка рядом в позднее время часовни Святой Екатерины подчеркнула христианский смысл этого труда. Город мастеров во славу Божию – вот главный смысл ансамбля центра города. Плотинка в центре. А в центре Плотинки – Краснознаменная Группа.  

Без этого главного символа, с пустотой в центре город превращается из города тружеников… в лучшем случае в «город храбрых». Ну, и тут, конечно, каждый выбирает для себя, в каком конкретно городе ему жить и какую наклейку клеить на крышку ноутбука.  

Историческая справка:

Напомним, что автором Краснознаменной группы является известный уральский художник-конструктор Ролен Андрианович Шеин – член Союза художников СССР и России.

Ролен Шеин родился в 1926 году,  принимал участие в боях Великой Отечественной войны на Ленинградском и Дальневосточном фронтах. После окончания войны Ролен Андрианович служил при штабе Уральского военного округа (под командованием Георгия Константиновича Жукова) и принимал участие в создании специальных оперативных карт. Ролен Шеин-  кавалер ордена Отечественной войны II степени.

Ролен Шеин -   отец-основатель уральской школы дизайна, организовал Первую всесоюзную конференцию по технической эстетике, был  директором  уральского филиала Всероссийского научно-исследовательского  института технической эстетики (ВНИИТЭ), из стен которого вышли многие крупные художники, скульпторы и архитекторы, автор множества художественных проектов на территории всего бывшего СССР.  После распада СССР Ролен Андрианович участвовал в формировании дизайн-проектов «60 лет Великой Победе» и «65 лет Великой Победе».

Краснознаменную группу с Орденом Ленина установили в Свердловске (ныне — Екатеринбург) в 1974 году после награждения города высшей наградой СССР. Орден выдали свердловчанам «за большие революционные и трудовые заслуги», за вклад в разгром фашистских войск в Великой Отечественной войне. Свердловск стал первым «тыловым» городом СССР, удостоенным высшей государственной награды за вклад в Победу.

Ролен Шеин ушёл из жизни 2 декабря 2019 в Екатеринбурге в возрасте 93 лет.

Текст: Сергей Гагарин. Фото: Борис Ярков.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: