Мягкая сила России против украинского национализма
Национализм республик, нередко смыкающийся с русофобией, являлся и является главной опасностью России, ее слабым местом, по которому бьет Запад: и 1980-е гг. это доказали. Националистические элиты для упрочения своей власти, как по договоренности, выбирают при этом еще крайнюю форму отрицания — русофобию, подкрепляемую идеей оккупации.
Это почти подсознательное стремление оторваться от своей родовой пуповины, спрятаться под многополярное крылышко сильных мира сего. Национальные элиты 80-х гг. в таком подходе видели возможность обрести суверенитет от России, увеличивающий их личную власть, — с одной стороны, создающий возможность прибрать к рукам, приватизировать, через усиление личной власти общесоюзную собственность, с другой.
Плоды разнузданного национализма бывших республик, практически отвернувшихся от России, пожинает не только российский народ, но и народы этих республик; достаточно посмотреть на Украину, Грузию, Прибалтику, азиатские республики.
Российские же элиты в угаре освоения приватизированной собственности просмотрели негативные процессы в бывших республиках, да и в соцлагере в целом.
Опора в отношениях с другими нациями преимущественно на личные связи, похоже, не оправдалась (Янукович тому подтверждение). На месте бывших союзников теперь мы видим озлобленных членов НАТО. Наша политика невмешательства во внутренние дела бывших союзников, на фоне полного и беззастенчивого вмешательства в них Запада, показала полную несостоятельность.
Стремление бывших республик разместить на своих территориях базы НАТО с «Першингами» стало вишенкой на торте недружелюбия к России.
Жизнь показывает, что политику отношений с бывшими друзьями нужно менять, благо опыт западных «оранжевых революций», «мягких» сил дает пищу для размышлений. Главный вывод из случившихся национальных потрясений в республиках состоит в том, что народы за 70 лет советской власти так и не научились контролировать свою власть.
Более того, социально-политические и бизнес-элиты научились ловко контролировать, манипулировать сознанием граждан, которые оказались не способны даже сформировать боеспособные профсоюзы для защиты своих прав, не говоря о том, чтобы ходить на выборы, дружно поддерживать оппозиционные патриотические партии.
В лице власти националистических элит Украины мы имеем образец ненависти к России, которая при поддержке Запада обрела агрессивные воинствующие формы.
Самое печальное, что эту жадную маргинальную «элиту» Россия сама вскормила низкими (ниже себестоимости) ценами на газ (полагая заслужить дружбу), который потом перепродавался ею втридорога, но не в пользу своего народа и отношений к России.
Непослушный пророссийский Донбасс внушает националистам Украины особую опасность, потому подлежит утилизации; остаться должны лишь послушные холопы — в качестве рабов. Деликатная экономическая и политическая поддержка Донбасса Россией не впечатляет ни Киев, ни Запад, которые решили спровоцировать реальный масштабный конфликт с использованием крупных вооруженных формирований.
Процесс же выдачи российских паспортов, организации референдумов о присоединении к РФ или признания независимости Донбасса сильно затянулся, по факту запоздал. Потому сегодня мы переживаем самую тяжелую за последние 30 лет ситуацию с бывшим братским народом, с непредсказуемым вектором развития.
Но что-то можно начинать делать и сейчас, чтобы направить ситуацию в более выгодное для России и народа Украины русло. Надо признать, что исторически Украине никогда не удавалось успешно справляться со своими проблемами без помощи русских. Еще со времен Екатерины им приходилось защищать Украину от варягов, к примеру поляков.
Думается, и сегодня у запуганного, затравленного воинствующими пробандеровскими националистами народа Украины немного сил, чтобы свергнуть эту антинародную власть; системная оппозиция, компартия практически уничтожены; народ больше ориентирован на индивидуальное выживание, миграцию.
Но похоже, у России пока также нет конкретной наступательной стратегии, которая в перспективе давала бы образ положительной интеграции с Украиной, показывала основные пути движения к ней.
В качестве тезисов можно было бы сформулировать следующие предложения по работе с населением и элитой Украины:
♦ прежде всего нужно защитить Донбасс, который в случае его сдачи подлежит жестокому наказанию, сопротивляющихся будут ждать концлагеря;
♦ разговоры о том, что минскому договору нет альтернативы сегодня — в «пользу бедных». Националисты, несмотря ни на какие заверения и гарантии, которые подпишут и США, просто уничтожат этот народ; по 2014 году мы знаем, как выполняются гарантии.
Признание независимости Донбасса, создание еще одной суверенной республики, по образцу с Белоруссией, проблему не решает.
Республику пришлось бы постоянно защищать, содержать, вводить миротворцев. Лучше сразу референдум и включение в состав РФ, чем еще годы непрерывного конфликта. Политически это очень жесткий шаг, с большими обременениями, санкциями, но семилетнее мытарство показывает, что другого пути спасти этот русский народ нет. То есть «Минск» — это просто дипломатические игры, чтобы выиграть время;
♦ главное поражение России в отношениях с Украиной — это провал идеологической работы, что позволило настроить большинство граждан, особенно молодежь, против России.
Но все конструкты идеологической пропаганды по зомбированию населения основаны на лжи, грубом национализме, а это «дворец на песке».
Наша постоянная пропагандистская, разъяснительная работа по всем каналам СМИ, включая интернет, должна наносить удары по этому «дворцу» из лжи и ненависти. Запад в этой войне, конечно, нам будет сильно противодействовать, поэтому разоблачения националистов от западных журналистов были бы особенно ценными;
♦ в качестве союзников России является не только старшее поколение Украины, которое жило при СССР, родители которых сражались вместе с фашистами, но и сам их образ жизни, основанный на тенденции к дальнейшему обнищанию народа. Поэтому важно свернуть все экономические отношения с хунтой. Какую бы мы помощь ни оказывали Украине, воровская власть все заберет себе, крохи бросит народу, да еще и нас обвинит;
♦ все факты экономической, технологической, моральной деградации государственных структур и элит националистической Украины следовало бы делать достоянием украинского народа;
♦ в связи с уничтожением всякой оппозиции, запретом компартии — прогрессивных сил у страны, способных к активному сопротивлению режиму, по-видимому, уже не остается.
Поэтому не лишним будет создание правительства в изгнании, которое будет регулярно общаться с народом, рассказывать ему правду, организовывать акции протеста, поддерживать подполье;
♦ запредельная коррупция украинских чиновников — особый сектор идеологического воздействия, который необходимо развивать;
♦ высших квалифицированных специалистов ключевых, особенно оборонных отраслей и производств, следовало давным-давно пригласить для выгодных условиях на работу в Россию. Таким образом мы подорвали бы технологический, военный потенциал хунты. А так эти спецы работают или на Запад, или на националистов;
♦ стратегические отрасли — ракетостроение, авиация — следовало с самого начала взять под российский контроль, но либералам, занятым приватизацией народной собственности, было недосуг. А вот китайцы не стали церемониться и «Мотор Сич» приватизировали; правда, США этот процесс пока приостановили. Теперь об этом можно только сожалеть;
♦ следовало формировать, поддерживать пророссийскую оппозицию всех постсоветских республик и особенно Украины, с начала 2000-х гг., создавать НКО. Молодежь следовало бы пригласить на учебу в Россию со стипендией, с предоставлением гражданства и последующей работы, рассрочки на покупку жилья. Работа за умы молодежи — это работа на перспективу;
♦ средства СМИ следовало давно взять под контроль; иметь в республиках независимые СМИ, как это делает Запад в «курируемых» или полуколониальных территориях; но это пока не удавалось сделать даже в Белоруссии;
♦ профессиональных военных не поздно и сегодня приглашать на службу в российскую армию, с видом на жительство; пойдут не все, но ВСУ будут ослаблены;
♦ в Раде следовало бы поддержать патриотически настроенных оппозиционных депутатов, ратующих за сотрудничество и мир с Россией.
Очень жаль, что почти все возможности мирной интеграции Украины с Россией упущены и сегодня мы стоим перед перспективой военной конфронтации.
Сегодня остается принять все возможные меры, чтобы ослабить режим экономически, не дать националистам силой оружия задушить демократию в Донбассе, не позволить Западу, НАТО разместить на Украине военные базы, развязать кровавую бойню.
Крайние меры, на которые могут пойти НАТО, США, помимо возможности прямой конфронтации с РФ, содействие производству ракет средней дальности на Украине на базе ее мощностей, оказание ей помощи в создании ядерного оружия. Израиль каким-то образом его создал, возможно, не без помощи союзника — США, хотя официально это не признается. Подобный поворот, как и вступление Украины в НАТО, будет крайне нежелателен для РФ.
Проблемы сегодняшних дней не должны заслонять перспективу воссоединения России, Белоруссии и Восточной Украины в обновленном Союзном государстве, подобно тому, как Китай планирует воссоединиться с Тайванем.
Слабое место России в конфронтации с Украиной и Западом — ее ослабленная экономика, непатриотичные бизнес-элиты, которые переводят свои капиталы на Запад, слабая власть, неспособная интегрировать нацию из-за глубоких социальных противоречий между классами. Поэтому мощный внешний курс России на создание Нового Славянского союза возможен лишь при обновленном экономическом и социальном курсе, способном интегрировать общество, сформировать одобряемую гражданами национальную идею.
P.S. России нужно учиться планировать работу с республиками, соседскими странами минимум на 20-25 лет вперед, стремясь добиваться поставленных целей, а не надеяться, что можно нахрапом превратить противника в союзника или что это произойдет само собой. Еще К. Маркс писал, что «самая неприступная крепость — это человеческий череп».
Василий Титов, специально для «Русской Весны»