«Мама, я дома»: спасибо, что живой?
В Екатеринбурге на площадке Ельцин Центра состоялся предпрокатный показ драмы Владимира Битокова «Мама, я дома». Представить свой новый фильм уральской публике режиссер прилетел лично.
Битоков - один из плеяды молодых российских постановщиков, вышедших из кузницы талантов именитого режиссера Александра Сокурова - «Мастерской режиссеров кино и телевидения» в Кабардино-Балкарии. Ранее его ученики, Кантемир Балагов и Кира Коваленко, уже проделали довольно стремительный путь от дипломантов сокуровской киномастерской до призеров престижных международных фестивалей.
Владимир Битоков стал еще одной вспыхнувшей на кинонебосклоне «сокуровской» звездой (и, по его собственным словам, он далеко не последний в этом списке). Его первая работа «Глубокие реки» хоть не стала таким же громким событием как дебютная «Теснота» того же Балагова, но заставила говорить о молодом режиссере, была отмечена критиками (в частности получила приз за лучший дебют на «Кинотавре») и открыла ему путь в «большое кино».
Действие своей новой ленты «Мама, я дома» Битоков вновь переносит на свой родной Кавказ, но героиней на этот раз выбрана русская женщина, жительница небольшой села, потерявшая сына (в главной роли - потрясающая Ксения Раппопорт). Сын этот, как оказывается позже, находился с матерью в весьма натянутых отношениях и решил уехать в Сирию, чтобы подзаработать там в качестве наемника. Позже главной героине сообщают - ее сын погиб, подорвался на мине, и от него ничего почти не осталось - только фотография могилы из камней и песка. Ей дают медали от частной военной компании, пять миллионов рублей, и просят подписать расписку о неразглашении.
Сердце матери с таким смириться не может и тогда начинается бунт (тоже почти бессмысленный и беспощадный) - с приковыванием себя наручниками, одиночными пикетами, перекрытием дорог и самое главное - с борьбой против безразличия окружающего мира в лице чиновников, полиции, соседей и даже ближайших родственников перед неисчерпаемым материнским горем.
А дальше случается почти что чудо - вернувшись домой после очередной смены водителем рейсового автобуса (волевой женщине и работу нужно соответствующую), она обнаруживает на кухне молодого человека (один из самых востребованных российских актеров Юра Борисов), который улыбнувшись говорит ей: «Мама, я дома». Вот только незадача - мать видит, что это не ее сын, хотя все окружающие уверяют ее в обратном. А дальше начинается полноценное столкновение двух миров и характеров, которое, кажется, ничем хорошим закончиться не может, но любовь, как и всегда, оказывается сильней. Потому что материнское сердце может вместить столько любви, что она в своей иногда разрушительной, иногда дарящей силе, с легкостью захлестнет хоть целый поселок, где, казалось, ничего, кроме равнодушия уже не осталось.
Сделав из комедийной основы (комедийно-драматической, как уточняет сам Битоков) классическую драму потери, режиссер вплетает в нее множество узнаваемых символов сегодняшней жизни страны, со всеми ее противоречиями и несправедливостями, которые зачастую идут вразрез с представлениями о мире несгибаемого идеалиста, коим здесь предстает главная героиня. Но даже она, за маской своей суровости и колючести, ищет точку опоры в своем внутреннем падении в бездну горя от потери сына. Ей тоже нужна поддержка от кого-то такого же «настоящего» как она сама, пусть мимолетное (как и все хорошее), но ощущение того, что ты не один и тебе есть на кого положиться, есть, кому подарить тебе ощущение дома, даже если этот дом уже безвозвратно разрушен и восстановлению не подлежит.
В конце концов, даже наемник, бегущий из дома, потому что ничего больше не умеет в этой жизни, может в душе остаться все тем же потерянным и запутавшимся ребенком, ищущим материнского тепла. А чужих детей, как известно, не бывает.
Фильм «Мама, я дома» в ограниченном прокате с 10 февраля.
Текст: Иван Костин
Фото: https://yeltsin.ru/