Манибэк за бойкот?
К бойкоту FanID присоединяется все больше фанатских движений. Вслед за болельщиками «Зенита» и «Спартака» бойкот FanID объявили фанаты «Крыльев Советов», «Уфы», «Торпедо», тульского «Арсенала», против открыто выступили болельщики «Динамо» и часть фанатов московского «Локомотива». Клубы уже подсчитывают будущую недополученную прибыль, а спонсоры переоценивают экономическую целесообразность своих вложений.
Серьезно задуматься о последствиях возможного бойкота стоит и всей Российской премьер-лиге, поскольку пустые стадионы не привлекают не только новых зрителей, они совершенно не привлекают спонсоров. Понятно, что областные бюджеты, госкорпорации и их многочисленные дочки без спущенной сверху разнарядки из клубов не уйдут, но у нас есть и частные компании, которые готовы инвестировать в российский футбол. Пусть их пока немного, пусть их бюджеты несопоставимы с возможностями «Газрома», РЖД или ВТБ, но это те маленькие шаги, с которых начинался переход всего нашего футбола на коммерческие рельсы. С отсутствием болельщиков на стадионах этот переход может не состояться в принципе.
Болельщики свое отношение к FanID выразили громко. Фото: официальный сайт ФК ЦСКА
При этом сегодня главный вопрос – как к пустым трибунам отнесется главный коммерческий спонсор российского футбола – Олег Тиньков. Подписывая соглашение с РПЛ, «Тинькофф банк» серьезно изучал коммерческую привлекательность турнира, которая при пустых трибунах станет практически нулевой. Матчи без зрителей – не то, во что частный бизнес готов вкладывать сотни миллионов рублей.
Действующее соглашение между РПЛ и «Тинькофф банком» рассчитано до конца текущего сезона, поэтому при бойкоте матчей болельщиками маловероятно, что оно будет продлено. Более того, у титульного спонсора есть все резоны пересмотреть условия и действующего соглашения, запросив возврат части вложенных в РПЛ средств. Согласитесь, одно дело – быть спонсором матчей «Зенит» - «Спартак» на заполненной до отказа «Газпром Ареене», и совсем другое – платить за свое коммерческое присутствие на матче «Уфы» и тульского «Арсенала», проходящем в полной тишине почти пустого стадиона.
"Тинькофф банк" может серьезно пересмотреть свое участие в РПЛ при пустых трибунах. Изображение: официальный сайт Российской премьер-лиги
Судя по тому, как в последние дни сменилась риторика даже у тех, кто изначально был, по сути, главным рупором идеи введения FanID, есть надежда на то, что о минусах введения паспорта болельщика чиновники и депутаты все-таки задумались. Даже если мнение простых болельщиков, выступающих против получения разрешения на посещение футбольных матчей, для властей предержащих неинтересно, они вынуждены прислушиваться к словам тех, кто вкладывает в российский футбол немалые деньги. Как правило, это люди, с мнением которых принято считаться даже на самом верху. И если даже так, транзитом через потенциальные финансовые потери крупных бизнесменов, российским футбольным болельщикам удастся отменить введение FanID, это станет серьезной победой. Продолжаем наблюдать за схваткой, борьба только начинается...