В Москве сносят уникальное здание бывшего Музея АЗЛК
Здание могло получить статус охраняемого объекта еще в 2019 году, но с мая 2019 года Департамент культурного наследия города Москвы перестал рассматривать заявки на охрану исторических зданий.
Об угрозе утраты замечательного произведения позднесоветского модернизма сообщает движение "Архнадзор".
По информация движения, здание на Волгоградском проспекте, 42, в котором размещался музей Автозавода имени Ленинского комсомола (АЗЛК), было построено в 1980 году, к 50-летнему юбилею автозавода. Проект создал в середине 70-х заслуженный архитектор России Юрий Регентов.
Здание получило оригинальный облик и выглядело как летающая тарелка. Облицовано оно было панелями из алюминия.
Интерьеры помещений были разработаны промышленным дизайнером завода Владимиром Вядро. Интересным решением стало закрепление купола на центральный столп, снабженный круговым светильником.
В музее экспонировались образцы продукции отечественной автомобильной промышленности разных предприятий со всей страны, а также единичные опытные образцы, не поставленные на конвейер.
Заброшенное здание музея АЗЛК. Источник: Википедия
Музей в течение четверти века испытывает сложности. После банкротства завода в 1996 году музей был закрыт официально, но продолжал принимать экскурсии. В 2002 году 23 уникальных экспоната были конфискованы судебными приставами в связи с долгами перед энергетиками. Затем автомобили все же вернулись в музей. В 2005 году были попытки продать музей с аукциона. В 2009 году все автомобили были переданы в дар столице и перемещены в Музей ретро-автомобилей на ул. Рогожский Вал.
Музей ретро-автомобилей на ул. Рогожский Вал. Источник: Википедия
В 2012 году территория всего автозавода получила статус особой экономической зоны "Технополис «Москва»". Через три года руководство технополиса сообщило о начале строительства офисно-гостиничного комплекса. "Летающая тарелка" бывшего музея должна была стать входной группой и вместе с тем выставочной площадкой для ретро-"москвичей".
Мастер-план реконструкции завода "Москвич" и музея АЗЛК (2015 год). Источник: stroi.mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
Но оригинальная идея не была реализована, а с 2017 по 2021 год в здании расположился интерактивный музей, посвященный робототехнике в кинофильмах.
Здание музея в 2015 году. Источник: Википедия
Осенью 2021 года из здания удалили экспозицию и огородили его забором, за которым с января начался снос уникального строения.
Департамент инвестиционной и промышленной политики на запрос "Архнадзора" сообщил, что владеющее зданием АО "Технополис Москва" прорабатывает вопрос о перемещении конструктивных элементов музея на новую площадку, удобную для посещения жителей и гостей столицы.
Экспозиция музея "Московский транспорт", включающая бывшую коллекцию музея АЗЛК (2016 год). Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
В "Архнадзоре" считают, что такие планы могут привести к полной утрате здания.
Градозащитники подчеркивают, что здание музея по истечении 40 лет – в 2019 году – должно было получить статус памятника. Однако, утверждают в "Архнадзоре", с мая 2019 года Департамент культурного наследия города Москвы "по негласному распоряжению Сергея Собянина" не принимает к рассмотрению новые заявки на охрану. Нередко обращения исследователей городской архитектуры по поводу охраны очередных объектов отклоняются без объяснения причин отказа.
Ранее ИА FederalCity сообщало, что в Москве может быть утрачен неисследованный исторический ансамбль – здание пожарной части в Савеловском районе, одна из немногих достопримечательностей района, ставшая его архитектурной доминантой.