От мента до Мюнхгаузена
К юбилею Константина Хабенского.
Адмирал, учитель географии, космонавт и самый популярный актёр России за первые 15 лет XXI века — Константин Хабенский отмечает 50-летний юбилей.
«Изредка надо делать глупости, иначе жизнь будет скучной», — считает артист. И все, за что он берётся, оказывается в центре внимания.
О разных ипостасях Константина Юрьевича — в материале РИА Новости.
«Героический актёр»
«Близок герой или нет — неправильный вопрос. Интересен ли — вот что важно. Если я взялся за роль, значит, она мне интересна», — говорит Хабенский.
Интересно ему очень многое: в фильмографии больше ста работ. Первые роли — в конце 1990-х, популярность принёс сериал «Убойная сила», где Константин сыграл милиционера Игоря Плахова.
Но знаменитым актёр стал после фильмов-блокбастеров «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Эта серия картин обозначила начало новой эры в российском коммерческом кино, а Антон Городецкий с тех пор — один из самых известных персонажей Хабенского. Мало кто не смотрел «Дозоры» и не знает хотя бы пару цитат оттуда.
В профессионализме и выдержке Хабенского никто не сомневался в принципе. Колоритная и заметная работа — дерзкий террорист Грин в «Статском советнике». Константин не затерялся среди мастеров — Меньшикова, Михалкова, Машкова. И вечно хмурого, но воодушевлённого персонажа сыграл так, что удостоился «Золотого орла» за роль второго плана.
А потом смело перевоплотился в Костю Лукашина в продолжении «Иронии судьбы», восхитил зрителей мундиром в «Адмирале» и не отказывался от артхауса. Его школьный учитель Виктор Сергеевич в «Географ глобус пропил» стал настолько убедительным, что Хабенский получил «Золотого орла» и «Нику».
Артист не боится экспериментов ради роли. Пример — картина Анны Меликян «Трое» про любовный треугольник из персонажей Хабенского, Исаковой и Пересильд. На съёмках Константину пришлось плавать в Фонтанке и мокнуть в ледяной воде.
«В этом фильме Хабенский много где купается, не только в Фонтанке, — рассказала Меликян. — Но он героический актёр, всегда готов ко всему, если, конечно, понимает, ради чего это».
Возможно, из-за этой искренности Хабенского так любят зрители: он постоянно в топах рейтингов самых популярных, мужественных и любимых российской публикой артистов.
А перевоплощаться умеет так, что даже близкие не узнают, — например, в картине «Чемпион мира».
«Я опасался, что ему помешают мягкость и доброта, — признаётся режиссёр Андрей Сидоров. — Но на пробах Хабенского никто не узнал! Люди говорили: «Как будто он кого-то к себе подселил». Константин — феноменальный актёр и человек!»
В Голливуде тоже заметили талант русского артиста. Хабенский снялся с Анджелиной Джоли и Джеймсом Макэвоем в экшене «Особо опасен», а с Гэри Олдменом, Томом Харди, Бенедиктом Камбербэтчем — в триллере «Шпион, выйди вон!».
А ещё Константин занимается озвучкой: его голосом говорит лев Алекс в «Мадагаскаре» и Лис в «Маленьком принце».
От Сирано до Мюнхгаузена
«На сцену нужно выйти, выплеснуться и уйти, а по-другому не имеет смысла», — уверен Хабенский.
На спектакли с Константином обычно не достать билетов: его имя на афише — гарантия того, что на постановку надо идти. Причём начинал Хабенский в экспериментальном театре «Перекрёсток» в Санкт-Петербурге, а после перешел в «Сатирикон», где играл в «Трёхгрошовой опере» и «Сирано де Бержераке». Выступал в театре Ленсовета — зрители «Калигулы», «Войцека» и «В ожидании Годо» до сих пор вспоминают мощную атмосферу, которую создавала труппа.
В МХТ Хабенский с 2003-го. За это время успел поработать чуть ли не со всеми знаковыми режиссёрами: Женовачом в «Белой гвардии», Бутусовым в «Гамлете», Серебренниковым в «Трёхгрошовой опере». Самый новый проект — «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» Виктора Крамера.
«Костя предложил: «Давай что-нибудь сделаем. Какие идеи?» Я говорю: «Пойдём по персонажам — кто нам нравится?» Он: «Мне — Дон Кихот». Я отвечаю: «Знаешь, а мне — барон Мюнхгаузен«. Для меня творческий диалог с Костей необходим как воздух», — рассказывает Крамер.
В итоге после совместного написания пьесы в МХТ представили настоящий раблезианский фарс и безудержную фантасмагорию. Как обычно бывает с Хабенским — на спектаклях аншлаги, а книги восторженных отзывов постоянно меняют на новые.
Осенью Хабенский стал худруком родного театра: уже вернул в афишу спектакль Богомолова «Идеальный муж. Комедия» и составил расписание постановок на два года вперед.
«Не знаю, как выразит себя Хабенский как режиссёр. Но он индивидуальность и очень интересный актёр — это бесспорно. Будет ли у театра меняться курс? Конечно, ведь все зависит от лидера. Если Хабенский будет ясно видеть дорогу, он победит», — рассуждала Светлана Немоляева после громкого назначения.
Сам артист признается, что следует совету своего мастера Вениамина Фильштинского: не останавливаться, учиться. Поэтому сейчас как художественный руководитель готовит постановку «Интуиция» в «Современнике» по рассказам Александра Цыпкина.
Благотворитель и чтец
«Добился успеха — помоги выжить ближнему», — отмечает Хабенский.
С 2008-го около четырех лет актёр лично помогал больным детям, несильно это афишируя. А в 2013-м появилась команда благотворительного фонда, который возглавила недавно ушедшая из жизни Алёна Мешкова.
Соратники Хабенского не только собирают средства на лечение и диагностику, но оказывают психологическую помощь пациентам и членам их семей, помогают профильным медцентрам с оборудованием и повышением квалификации специалистов.
Актёр активно участвует в работе, курирует творческие проекты.
Недавно написал рассказ для сборника. Авторы — друзья и подопечные фонда. В книжных магазинах 12 января появится второй том цикла «Необыкновенное обыкновенное чудо», в котором к названию добавилась приставка «Школьные истории». Вместе с Константином Хабенским годы учёбы вспоминают Александр Цыпкин, Рената Литвинова, Александр Петров, Максим Суханов, Сергей Гармаш.
«Рассказы у него получились такие импрессионистские — вроде ничего сверхъестественного не происходит, но ты чувствуешь переживания школьника Кости Хабенского. Самое важное для автора — передать эмоцию, у Константина это получилось,» — оценивает литературный дебют артиста Александр Цыпкин.
В июне прошлого года Хабенский перезапустил ещё один громкий благотворительный проект Фонда — театральную постановку «Поколение Маугли». Сюжетная линия произведения Киплинга разворачивается на фоне современных городских джунглей, что помогает актуализировать важные для детей темы.
Как и многие коллеги актёра, Цыпкин отмечает особое благородство и душевность Хабенского, которые сегодня нечасто встречаются в людях.
«Добрый, светлый — и при этом абсолютно земной. В шутку называю его своим нравственным камертоном: когда не знаю, как правильно поступить с точки зрения «хорошо — плохо», могу позвонить Косте, и он всегда даст правильный ответ», — говорит писатель.
В воскресенье на сцене театра Российской Армии — «Поколение Маугли» с Екатериной Шпицей, Алексеем Кортневым, Александром Гудковым и, конечно, Константином Хабенским.
Как обычно, билеты достать непросто, но это того стоит.