Истинная причина реформы автобусных маршрутов в столице все более очевидна – экономия на москвичах?
Москвичи продолжают жаловаться на те изменения в маршрутной сети, которые приготовили им чиновники Департамента транспорта Москвы. Но жалуются жители столицы напрасно – в Дептрансе уверены, что сделали все хорошо. Независимые эксперты считают главной причиной "оптимизации" экономию на транспортном обслуживании москвичей.
Ранее ИА FederalCity сообщало о волне возмущения простых москвичей теми изменениями, которые произошли с привычными им маршрутами. Жители продолжают негодовать и даже пытаются обращаться к самим реформаторам.
Пример диалога между москвичами и чиновниками в связи с перекройкой автобусной сети приводит телеграм-канал TBCC Реновация.
Москвичка отправила в Дептранс жалобу на изменение маршрутов. В ответе чиновники преподносят как большое благо тот факт, что появившиеся в результате реформы пересадки бесплатны. А сами маршруты можно прокладывать в мобильных приложениях.
Автор телеграм-канала комментируют ответ чиновников:
"Дептранс в лице (...) [замглавы департамента] Митяева забыл о некоторых деталях:
– мы не просили их сокращать и перекраивать маршруты;
– они божились, что если нам не понравится, они переделают с учетом нашего мнения,
– ну и мааааленькая, совсем незаметная подробность – пересадки (пока) бесплатны только при использовании полностью авторизованной "Тройки". То есть снова отдавать все персональные данные криворукому ДИТу, который сливает их направо и налево;
– а, и не забудьте поставить приложение! На кнопочный телефон, например".
В тексте ответа есть оговорка, которая подтверждает тот факт, что в итоге все же объем услуг сократился, так что постоянные уверения, что стало только удобнее, выглядят со стороны чиновников несколько странно:
"Изменения разработаны на основе анализа данных о пассажиропотоках и работе ранее работавших маршрутов, что позволило сохранить основные транспортные связи с постоянным устойчивым пассажиропоток".
Аналогичные по стилю и логике ответы получают и другие москвичи. Например, Александр Кляшторин, в ответе которому тот же Митяев акцентировал плюсы новой системы и дал совет, каким маршрутом пользоваться теперь, когда прежний – удобный – оказался упразднен.
И даже если кто-то пытается обратиться по поводу автобусной сети к президенту, как это сделала пользовательница под ником "Марина Марина", им все равно приходит ответ от того же г-на Митяева.
Пример изменений, придуманных в Дептрансе. Источник: Telegram / @rukozop
Но гораздо чаще москвичи просто делятся своими мыслями и эмоциями относительно реформы автобусных маршрутов в соцсетях.
Ольга Покровская, назвав свой пост "Когнитивный диссонанс", пишет:
"Вчера нужно было добраться с ул. Аргуновская до ул. Староалексеевская на общественном транспорте. За то время, пока я находилась на самоизоляции, Дептранс и Мэрия оптимизировали маршруты до полной неузнаваемости и несуразности. Мало этого, сделали фейковую навигацию. На остановке указаны одни маршруты, в реальности они другие! На инфощите указаны маршруты М9 и Н9, а оказалось, что нужен М2, которого вообще нет на указателе. По что, бояре, над людьми издеваетесь?"
Катя Ка в группе "Я против нового срока мэра Собянина" оставила такой эмоциональный отзыв:
"(...) М40 и Т78 – это два основных автобуса, на которых можно ехать по Дмитровскому шоссе. При этом т78 идет аж за МКАД до поселка Северный, народа на этих автобусах передвигается уйма. Собянинский сайт мо.сру хвалит свою оптимизацию, обещая интервалы движения от 5 до 10 минут. А давайте посмотрим на правду. 1 декабря, Савеловский вокзал, люди после работы спешат домой.... торопиться не надо, #гупмосгортранс #дептранс и прочая (...) предлагают нам постоять зимой каких-то 20 минут… Там есть еще один автобус N87, так там надо подождать всего 37 минут. #собянин спасибо! — злая в Савёловский вокзал".
Пример реакции москвичей на инфощиты Дептранса. Источник: Facebook
О том, что реформа задумана ради оптимизации расходов на транспортное обслуживание москвичей (как это сделали с московским здравоохранением), говорит публикация в телеграм-канале об урбанистике, транспорте и городских данных Алексея Радченко. Будучи автором телеграм-канала о транспорте и автором таких разработок, как "Карта ДТП" и "Анализ маршрутов", Радченко рассуждает со знанием дела.
По его мнению, основная цель проекта была скрыта и не озвучивалась публично, более того многие из участников проектной команда не знали или не разделяли ее.
"Цель реформы – оптимизировать и сократить транспортную работу автобусов на 30% без потери в пассажиропотоке", – раскрывает истинные причины очередной оптимизации Радченко.
Главная, по его словам, "катастрофическая нехватка подвижного состава и водителей, которая наблюдается последние пять лет и еще больше усугубилась во время карантина". Не хватает автобусов, водителей, много времени на подзарядку требуют электробусы, а новые дороги и развязки удлинили традиционные трассы.
Озвучить цель публично было равно признанию серьезных просчетов в управлении транспортом, замечает Радченко, а посыл "нам надо экономить, денег нет" из уст Москвы звучал бы провокационно.
Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
Блогер считает, что по этой причине поставленная цель не была ясной и конкретной, измеримой и соответственно достижимой, объем транспортной работы не заявлялся, не измерялся и не ставился как критерий успешности проекта реформы сети.
Четкие критерии для тех или иных изменений отсутствовали: иногда это был пассажиропоток, иногда ограничения инфраструктуры, чаще – опыт и экспертиза участников.
"Решения выглядят субъективными, но главное – не доказуемыми в случае вопросов со стороны пользователей. Идеальной картинки, когда для каждой остановки (и, следовательно, каждого пассажира) указывается куда и на сколько стало добираться быстрее или медленнее и почему, не сделать", – констатирует блогер-эксперт.
Невозможно оценить и финансовый аспект преобразований, проведенных Дептрансом: никаких цифр по финансированию не предоставлено и очень возможно, что их и нет.
"В этом четкое отличие от европейских проектов реформ, где суммы потраченных средств налогоплательщиков – основной политический аргумент при обсуждении необходимости и эффективности проекта", – замечает Радченко.
Что касается сроков реализации проекта, то и здесь, пишет Радченко, были серьезные просчеты: сроки трижды переносились и в итоге оказались недостаточными для полноценного информирования и подготовки реформы.
Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
Напомним, глава Дептранса Максим Ликсутов заявил, что после того, как мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу сделать наземный транспорт еще удобнее, еще быстрее и предсказуемее, были пересмотрены маршруты в стартовых округах – ЦАО и ЮАО. Вице-мэр заверил, что цель преобразований – за счет выпрямления и изменения направлений, перенастройки светофоров и запуска выделенных полос ускорить движение общественного транспорта и увеличить почти в два раза количество живущих в шаговой доступности от магистральных рейсов.
Однако, как следует из отзывов простых москвичей и приведенной выше аналитики блогера Алексея Радченко, наземный транспорт не стал "еще удобнее, еще быстрее и предсказуемее" и, кроме того, остаются не ясны конкретные параметры преобразований, в том числе финансовые.
Ранее ИА FederalCity сообщало, что в Москве повышены тарифы на парковку автомобилей в центре и проезд на общественном транспорте.