Что недоговаривают президенту о QR-кодах?
На недавнем совещании президента с членами правительства вице-премьер Татьяна Голикова представила практику использования QR-кодов в мире как гибкую и весьма беспроблемную. Между тем с введением электронных сертификатов, которые уже вызывают повсеместно в мире уличные протесты, возникает опасный новый тип неконтролируемой обществом власти, считают эксперты. 14 декабря во время онлайн-совещания Владимира Путина с членами кабинета речь зашла о снятии с рассмотрения в Государственной Думе законопроекта о QR-кодах на транспорте.
Министр транспорта Виталий Савельев сообщил, что решение по доработке проекта закона об использовании электронных сертификатов на транспорте принято, чтоб выработать "наиболее комфортные алгоритмы для пассажиров".
"Мы работаем с общественными организациями, с депутатами Государственной Думы и считаем, что мы все эти вопросы, которые нам задают граждане, должны обсудить и найти решение", – заверил министр президента, из-за позиции которого правительство и отозвало проект закона о QR-кодах на транспорте.
После этих слов главы Минтранса Путин задал вопрос Татьяне Голиковой:
"А в других странах как подобные вопросы регулируются?"
Вице-премьер ответила неопределенно:
"По-разному, Владимир Владимирович. Есть страны, которые используют, когда идёт эпидемиологический подъем, правило так называемых 2G, когда допускают только переболевших и вакцинированных; есть страны, где используются и данные ПЦР-теста. И самое главное, что, как правило, эти ограничения носят временный характер и, как правило, используются в период существенного эпидемиологического подъема. Когда заболеваемость снижается, то такого рода ограничения, как правило, ослабевают".
Татьяна Голикова. Источник: http://www.kremlin.ru
По мнению автора телеграм-канала "Образ будущего", Голикова представила главе государства неверную картину с QR-кодами на транспорте в других странах.
"Грин пассы в общественном транспорте в мире нигде не были использованы. Где-то в Ницце попробовали пускать с грин пассами в самолёты. В Италии тоже пробовали не пускать в поезда и самолёты без грин пасса - передумали.
В США и Великобритании нигде на транспорте грин пасс не используется, даже не пробовали.
В Китае, напомню, в самом начале их пандемии суть допуска в зоны заражения была вообще другая.
То есть правильный ответ – практически никакая практика использования QR-кодов на транспорте в мире".
Рассказывая президенту о практике применения ограничений в общественных местах, но не на транспорте, Голикова, по мнению телеграм-канала, "врет, глядя в онлайн-глаза президенту".
"Образ будущего" склоняется к мысли, что "Голикова и партия вакцинации все время врут Путину о том, как оно там в мире".
В мире неприятие QR-кодов и других ограничений из-за коронавируса не ослабевает. Люди выходят протестовать на улицы. Многолюдные – до десятков тысяч – демонстрации проходят в Бельгии, Франции, Нидерландах, Италии, Швейцарии, Хорватии, Северной Ирландии и Северной Македонии, Австралии. В некоторых случаях протесты перерастают в массовые беспорядки, драки с полицией, поджоги автомобилей.
Источник: YouTube / The Telegraph
Более определенно о тенденциях и возможных перспективах, возникающих из-за создания электронно-цифровых способов контроля за людьми, говорят эксперты.
Так, председатель экспертного совета Общественного уполномоченного по защите семьи, глава комиссии по защите детей от деструктивного контента при Роскомнадзоре Андрей Цыганов, выступая на конференции «Врачи за Правду!» в Москве, заявил, что введение QR-кодов предполагает, что вся информация о гражданине, соединенная с ним, будет дополняться и изменяться.В этом случае введение QR-кодов модерирует новую реальность, где человек из субъекта права становится объектом. Без специальных устройств он не может прочитать зашитую в QR-коде информацию, не может повлиять на объем данных, оспорить его содержимое.
GreenPass. Источник: unsplash.com
"Все основные решения за объекта в этой новой создающейся реальности будет принимать не он сам, даже не чиновник, действия которого можно оспорить, которого можно уговорить, дать взятку, а некий алгоритм. То есть искусственный интеллект, который уже не пустит его в транспорт, в супермаркет, в театр, музей, общественные места и так далее, если объект не выполнит определенных условий", – считает Цыганов.
По его мнению, лишение кода в случае несоблюдения человеком каких-либо условий означает лишение прав.
Говоря о возможном введении QR-кодов в РФ, Цыганов отмечает, что "по сути дела речь идет об отмене государства, о появлении нового типа власти".
"Властью становится автор алгоритма, который, как правило, не российский. А государство становится всего лишь исполнителем вот этих алгоритмов и воли неизвестных авторов этих алгоритмов", – сказал эксперт.
Сейчас, продолжил он, в российском законодательстве даже нет понятия QR-кода, но правительство уже создает новые информационные структуры, с помощью которых соединятся QR-коды и биометрические данные всего населения. С 1 января 2022 года создается обширная база биометрии, где будут все данные о человеке: о собственности, детях, браках, образовании, месте работы. До 2026 года человек даже не сможет повлиять на содержание своего кода, увидеть свои данные, но при этом вся информация будет открыта для МФЦ, банков, нотариусов и прочих.
Процесс цифровизации отношений государства и гражданина приведет к возможности "обнулить для конкретного человека и госуслуги, и деньги, и собственность", считает Цыганов, отмечая при этом, что это глобальная, а не только российская тенденция.
Ранее ИА FederalCity сообщало, что власть, сняв с рассмотрения законопроект о QR-кодах на транспорте, "пожертвовала" им, рассчитывая, по-видимому, на более легкое прохождение аналогичной инициативы о предъявлении сертификатов в общественных местах. Но это неполное решение вряд ли снимет проблему нарастающего негодования населения страны.