Иван Филипов
Опубликовано: 18:21, 16 ноябрь 2021
По материалам: federalcity
Другие новости

Подлодка С-49 совершила последний переход к стоянке в Балаклаве

Субмарина ЧФ станет главным экспонатом Музейного комплекса фортификационных сооружений в недрах горы Таврос.

Эта история началась в далеком 1961 году, когда на Сормовских верфях была построена дизельная подводная лодка проекта 663, получившая номер С-49. С 1962 года субмарина входила в состав Северного флота, а в 1970 году пополнила корабельный состав Черноморского флота.

До 1985 года С-49 участвовала во всех испытаниях серийных торпед для Военно-морского флота Советского Союза, а после проведенного ремонта в 1991 году была отнесена к опытовым субмаринам.

Боевая служба С-49 продолжалась до 1995 года, после чего подлодка была переоборудована в плавучую зарядную станцию ПЗС-50. Из списков ЧФ она была исключена в 2019 году.

Подлодка С-49 совершила последний переход к стоянке в Балаклаве

          Подлодка С-49 в Южной бухте Севастополя. Фото Алексея Скляренко.

Проект 663-РВ планировался как "подводный истребитель", для чего в носовой части подлодки были установлены противолодочные ракето-торпеды "Водопад" и "Ветер", способные поражать субмарины противника на расстоянии до 50 километров.

В августе 2021 года ПЗС-50 поместили в док Севастопольского морского завода, где ее начали готовить к превращению в музейный экспонат – приводили в порядок изнутри и снаружи, красили, устанавливали оборудование.

Затем два буксира вывели субмарину из Южной бухты и перегнали ее в Балаклаву, где располагается Музейный комплекс фортификационных сооружений. В прошлом это была уникальная база подводных лодок, построенная под горой Таврос. Предполагалось, что база способна выдержать прямое попадание ядерного боеприпаса.

          Буксировка подлодки С-49 в Балаклавскую бухту. Фото Алексея Скляренко.

Для того, чтобы разместить С-49 в сухом доке базы, ее провели по проложенному внутри горного массива каналу. Более трех десятков лет ни одна субмарина не проходила здесь, не становилась в док. Поэтому специалисты ЧФ, корабелы и сотрудники музея провели большую работу для подготовки места последней стоянки "подводного истребителя".

Через некоторое время главный экспонат комплекса смогут осмотреть первые экскурсанты.

В мае текущего года силами специалистов  Военно-строительного комплекса Минобороны России была проведена реконструкция Музея фортификационных сооружений. За какие-то два месяца ими проделан большой объем работ - экспозицию музея дополнили современными мультимедиа, установили специальный свет, звук и инсталляции с использованием реальных элементов военного оборудования и техники.

         Буксировка подлодки С-49 в Балаклавскую бухту. Фото Алексея Скляренко.

В числе новых компонентов выставки – макет всего "Объекта-825" с обозначением систем жизнеобеспечения базы, механизма входных ворот и карта баз подводного флота СССР образца 1980 года. Теперь к ним прибавится дизель-электрическая подводная лодка С-49 (по классификации НАТО – "Ромео").

После того, как ядерное противостояние СССР и США стало суровой реальностью послевоенного мира, Сталин дал указание Берии, который курировал атомный проект, предусмотреть возможность нанесения ответного удара силами подводного флота даже в условиях прямого ядерного взрыва над объектом.

В ходе поисков базы, которая смогла бы пережить атомный удар, Берия обратил внимание на Балаклаву. Здесь имелось все необходимое – узкая и глубокая бухта, обеспечивающая скрытность выхода в море, близость Севастополя – главной базы ЧФ, и, следовательно, необходимая инфраструктура, а главное – гора Таврос. Ее мощный скальный массив гарантировал сохранность базы даже при попадании атомного заряда мощностью 100 килотонн.

         Буксировка подлодки С-49 в Балаклавскую бухту. Фото Алексея Скляренко.

Базу, получившую наименование "Объект 825 ГТС", строили восемь лет – с 1953 по 1961 год. За это время было вывезено более 120 000 тонн горной породы, построено 9600 кв.м. помещений, для стоянки и ремонта подводных лодок проектов 613 и 633 был прорыт подземный канал длиной более 600 метров, глубиной до 8 метров и шириной до 22 метров. На территории объекта одновременно могли находиться и ремонтироваться 7 субмарин, имеющих на борту ядерное вооружение.

Грозный  и сверхсекретный "Объект 825 ГТС" прекратил существование практически одновременно с великой страной – после развала СССР, в 1993 году база была закрыта, охрана снята.

"Лихие" 90-е ознаменовали собой безудержное разграбление объекта, оставшегося по сути бесхозным. Все, что представляло малейшую ценность, растаскивалось по домам. Что не удавалось перепродать или приспособить к хозяйству, сдавалось на металлолом. В считанные года некогда огромный слаженный механизм превратился в прибежище бомжей и наркоманов, место бандитских "разборок".

          Музей фортификационных сооружений в Балаклаве (Объект-825). Фото: sevastopol.gov.ru.

Однако в начале 2000-х было принято решение создать на территории бывшего сверхсекретного объекта военно-морского музейного комплекса "Балаклава". Началась работа по восстановлению былого облика базы, проводилось освещение, заново устанавливались двери, цехам, казематам и штольням возвращался былой вид.  1 июня 2003 года состоялась церемония торжественного открытия подземного музея.

После марта 2014 года объект получил новый импульс и дополнительное финансирование, открываются новые экспозиции, пополняются музейные фонды.

По мнению экспертов, дальнейшее развитие комплекса послужит дополнительным стимулом повышения рекреационной привлекательности Балаклавы, а соседство круизных яхт с секретным "Объектом 825 ГТС" только добавит колорита древней бухте.  

          Буксировка подлодки С-49 в Балаклавскую бухту. Фото Алексея Скляренко.

 

 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: