Повышение тарифов на платные трассы не может не повлиять на нашу жизнь
Как стало известно ИА FederalCity, Министерство транспорта России готовит законопроект по увеличению стоимости проезда по платным автомобильным дорогам России. На данный момент средний тариф на таких дорогах составляет 2 рубля 65 копеек за один километр, а максимальный – 3 рубля 65 копеек, и его планируется увеличить на 40-70% в зависимости от типа дорог и вида транспорта.
Портал Тинькофф сообщил, ссылаясь на пояснительную записку нового законопроекта, что для легкового транспорта на действующих платных автодорогах цены вырастут до 5 рублей за километр, а на новых – до 8 рублей. Увеличится и плата за путешествие по мостам и путепроводам: сейчас она составляет 21 рубль за километр, и ее предполагается повысить до 29 рублей. А для автобусов и грузового транспорта тарифы увеличатся с 9 рублей 50 копеек до 16 рублей 25 копеек за проезд по дорогам и с 66 рублей 60 копеек до 91 рубля 50 копеек за проезд по мостам.
Дорога. Фото: mos.ru
Такое повышение цен может сказаться на многих сферах жизни, в том числе и не касающихся напрямую транспорта. Из-за него, считает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, должны будут вырасти и стоимость билетов для пассажиров, и цены на самые разные товары, которые транспорт перевозит по платным трассам. Однако, по мнению других специалистов, беспокоиться по этому поводу не стоит ни транспортным компаниям, ни «простым смертным», поскольку рост стоимости товаров и транспортных услуг в этом случае будет незначительным.
Владимир Криворучко. Фото: официальный сайт «Очаковской Логистической Компании»- Минтранс ставит цель поднять цену проезда до пяти рублей за километр, имея в виду некую «среднюю стоимость». Но стоимость проезда разных платных участков отличается на весьма значительные суммы. На отдельных участках она уже давно гораздо выше пяти рублей, - объяснил заместитель генерального директора по связям с общественностью «Очаковская Логистическая Компания» («О.Л.К.») Владимир Криворучко. – Подорожание стоимости проезда платных участков происходит постоянно с завидной регулярностью, темп роста цен, в отдельных случаях, с успехом обгоняет инфляцию. И очередное подорожание транспортным компаниям, в сущности, ничем серьезным не грозит. В первой половине 2021 года произошли крупные повышения цен на важнейшие материалы, такие как металл и пиломатериалы, что уже вызывало изменение ценовой политики в производстве, торговле и, как следствие, в транспорте, так что удорожание проезда по платным дорогам – капля в море.
Людям, ездящим на общественном транспорте и на такси и вовсе не стоит беспокоиться из-за новых тарифов, считает Криворучко, так как пассажирский транспорт почти не пользуется платными участками дорог. А вот в повышение цен на товары рост дорожных тарифов внесет свой вклад – правда, тоже небольшой.
Виталий Скуратов. Фото: личный архив
Похожей точки зрения придерживается и директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов:
- Если говорить о том, как скажется планируемое подорожание на издержках автоперевозчиков, то у тех, кто пользуется платными дорогами, они, безусловно, возрастут. Но в общей массе на тарифах это не скажется, ввиду того, что подавляющая часть перевозчиков ими не пользуется или пользуется избирательно. Те частные автоперевозчики, кто уже ездит по платным трассам, так и будут по ним ездить – они могут себе это позволить.
Скуратов уверен, что главная причина использования платных автодорог заключается в том, что по ним можно быстрее доставить в нужное место товары или пассажиров. Соответственно, цены на транспортные услуги возрастут лишь в тех случаях, когда клиенты будут готовы дополнительно платить за срочность.
Александр Цыганов. Фото: официальный сайт Финансового университета при правительстве РФ
Кроме скорости у платных дорожных участков есть и другие плюсы, уверен руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы, профессор Александр Цыганов: - Практика показывает, что платные дороги могут снижать нагрузку на бесплатные – правда, для этого должен соблюдаться баланс между экономией времени и бензина и стоимостью проезда, должны быть удобные съезды и развязки, места отдыха, заправки и так далее. Платная трасса не должна упираться в пробку, в которой тратится сэкономленное время. А еще, по мнению профессора Цыганова, «платные дороги являются ориентирами для остальных и в этом смысле служат повышению качества других дорог, проходящих рядом». Кроме того, он отметил, что работающие на создании удобных платных трасс дорожные строители повышают квалификацию и потом могут использовать полученный опыт при строительстве и ремонте обычных муниципальных дорог. А такой опыт никогда не будет лишним: разным городам России нужны и новые автодороги, и реконструкция старых, о чем не раз писало ИА FederalCity.Алексей Тузов. Фото: сайт "Великие люди"
Но Алексей Тузовне разделяет эти оптимистичные взгляды на повышение тарифов. Он считает, что если плата за дорогие участки дорог станет еще выше, большинство автомобилистов и грузоперевозчиков вообще прекратят их использовать.- Например, платная трасса М-11 до Клина практически пустая, так как на ней отсутствует освещение, а проезд по ней на сегодняшний момент стоит 910 рублей. В случае повышения тарифов, автомобилисты и перевозчики просто не будут использовать эту трассу, ведь тогда дорога до Сочи обойдется дороже, чем авиаперелет, - подсчитал независимый эксперт Алексей Тузов. – Таким образом корректировка коснется всей отрасли пассажирских и грузовых перевозок, и спрос сместится на авиа- и железнодорожные перевозки. И помимо этого, резко сократятся объемы внутреннего автотуризма, который только вошел в стадию активного развития.
Хочется надеяться, что рост тарифов на платный проезд все же не доставит крупных проблем ни грузоперевозчикам, ни пассажирскому транспорту, ни людям, пользующимся их услугами.