Игорь Ласточкин
Опубликовано: 20:00, 12 ноябрь 2021
По материалам: agenda-u
Другие новости

Психолог Олег Долгицкий о простых архетипах сериала «Игра в кальмара»

Психолог Олег Долгицкий о простых архетипах сериала «Игра в кальмара»

Сериал «Игра в кальмара» стал самым успешным проектом Netflix, о чём повсеместно заговорили множество критиков. Крайне положительные отзывы на сайте Rotten tomatoes составили 94 % от общего значения. По мнению автора сценария, популярность работы обусловлена тем, что он смог продемонстрировать проблему капиталистической системы в её классовой борьбе и социальном расслоении, буквально продемонстрировав собственный опыт проживания с родителями в нищете.

Успех сериала, на мой взгляд, заключается в абсолютной простоте, через призму которой был представлен кризис капиталистической системы. Его в буквальном смысле представили в форме простых и понятных каждому детских игр, где победитель всё забирает, а проигравший - теряет. Даже на масках надзирателей размещены изображения с самыми простыми и понятными фигурами для любой культуры: круг, квадрат и треугольник. В самой игре все участники абсолютно равны, а правила игры в целом будут понятны даже ребёнку. Доступные и понятные формы стали основным условием популярности этого сериала. По сложности организации «Игра в кальмара» может посоревноваться с передачей «Сдохни или умри» в сатирическом сериале «Внутри Лапенко», отличие лишь в том, что последний выглядит как пародия, а первый воспринимается совершенно серьёзно.

С точки зрения аналитической психологии, ключевым смыслом является архетип простодушного. Отсылку можно заметить даже в главном постере, который по своему смыслу полностью соответствует значению карте Таро «солнце», символизирующей простодушного.

Свинья копилка здесь представлена в виде солнца, т.е. надежды, символа персонального рая для каждого отдельного игрока, для которого деньги являются возможностью выхода из ужасного, негативного мира. Игроки здесь выполняют роль детей, которым светит это солнце, задавая понятные и простые правила.

Визитная карточка выступает в качестве вызова для героя, который жаждет чистоты, совершенства и простоты. Это выражается в том, что Главный Герой сначала выигрывает на скачках, а потом получает приглашение хоть и на смертельную, но всё же на простую и детскую игру. Он даже вступает на первый уровень со своей детской простотой, наивностью, зависимостью и послушностью, проблема лишь в том, что восемь серий главный герой находится на этом этапе.

Главный герой встречает учителя и привратника лишь в последней серии, в роли которого выступает игрок под номером «001», по имени О Иль Нам. Это также подтверждает тот факт, что до встречи Ки Хун до этой встречи не притрагивается к деньгам, что говорит о превалировании архетипа тени простодушного, выражающегося в отречённости и сдерживании собственных чувств. Проходя испытание привратника, Ки Хун выходит из-под власти тени простодушного и выполняет свои обещания, после чего собирается лететь в США, чтобы повидаться с дочерью, однако вместо этого, увидев мужчину-вербовщика на станции метро, он отнимает карту, чтобы выяснить, кто стоит за игрой.

Мы, разумеется, можем предположить, что здесь должно последовать продолжение сериала, однако сам режиссёр отмечает, что на данный момент продолжения нет и писать он его не собирается. В этом контексте мы с вами можем наблюдать недописанный сюжет, где не происходит трансформации главных героев. Сериал буквально заканчивается на возврате к первому шагу на пути простодушного, т.е. мы не видим никакого развития сюжета.

Именно поэтому, как многие другие продукты массовой культуры, «Игра в кальмара» не затрагивает глубинные проблемы капитализма, как бы нас не пытался убедить в этом режиссёр. Даже в рамках пути простодушного не происходит никакой трансформации или осознания имеющихся проблем, более того, Главный Герой в конце сериала возвращается обратно к игре, которая, как мне думается, и является для него персональным раем, с предельно понятными правилами игры.

Увы, но аллегория «капитализм – это как смертельная гонка» ничего не говорит нам о сути капитализма. Кроме этого, весьма забавно наблюдать южнокорейскую критику капитализма на фоне коммунистической Северной Кореи, тема которой поднимается лишь в контексте личной истории Чон Хо Ён, которой необходимы деньги, чтобы найти свою мать и вывезти в ужасную капиталистическую Южную Корею.

Сам режиссёр Хван Дон Хёк указывает, что правила игр сделаны намеренно максимально просто, чтобы сконцентрировать внимание на судьбах и характерах персонажей, большинство из которых являются маргиналами, среди них: игроман, финансовый мошенник, беженка, гангстер, гастарбайтер. На первый взгляд, мужчина с раком головного мозга и полицейский выбиваются из этой компании, однако они также маргинальны, так как первому уже нечего терять, в связи с чем у него значительно повышается риск девиантного поведения, а второй буквально работает с миром криминала, являясь его частью.

Всех этих персонажей в сериале сопровождает смерть в рискованных детских играх. Она вполне конкретна, понятна и в целом лишена своего глобального архетипического смысла, связанного с изменением, ростом, или переходом в новый мир. Смерть здесь тоже упрощена и представлена в качестве наказания за нарушение правил.

Простота, в этом смысле, используется как белые нитки, которыми собирают сюжет воедино, делая его предельно понятным и ясным даже для ребёнка. В связи с этим, смотреть сериал можно буквально с любой серии, тем самым совершенно не потеряв нить сюжета. Вся ирония в том, что эта простота отображает не больной капиталистический мир, полный смертельных опасностей, а предельно понятное и ясное игровое пространство с чёткими и однозначными правилами, суть которых укладывается в детскую игру.

«Все самое важное для жизни я узнал в детском саду», «Куриный бульон для души» и «Игра в кальмара» - это, в буквальном смысле, мифы о золотом веке. Об идеальном, понятном и совершенно ясном мире в эпоху максимального достатка.

Куда страшнее здесь то, что люди в целом согласны на подобные игры, даже если впереди их будет ждать смерть, т.к. даже она является частью предельно простой игры, выступающей в качестве наказания за нарушение правил. И если автор сценария убеждает нас в том, что это критика капитализма, хочется спросить его о том, почему же Чон Хо Ён пытается спасти свою мать из коммунистического государства?

Ответ здесь прост – она хочет воссоединиться со своей семьёй в идеальном мире, в своём персональном раю, где семья не была разделена. В целом, её бы устроил и мир капитализма, ей просто нужно в нём больше денег, которые можно заработать в очень простой и понятной в своём смысле игре. Ну разве это не сказка?

Для нас должен быть куда более страшным тот факт, что люди, вступившую смертельную игру, даже будучи ненужными обществу, отвергаемые им и отчуждаемые от него, вполне себе спокойно живут, имеют крышу над головой, а ещё имеют шанс ещё разбогатеть. Автор сценария представил здесь вовсе не мрачный мир будущего, как это может показаться на первый взгляд.

Здесь мы видим «как бы рай», в котором у людей появляется шанс на спасение. Мир, в котором игроману, финансовому мошеннику, беженке, гангстеру, гастарбайтеру не только есть место, но и шанс на финансовое благополучие, а также демократия, где путём голосования можно выйти из игры, если вдруг что-то не понравится.

Вот такой он – простодушный мир капитализма, где, в целом, всех всё устраивает, менять никто ничего не хочет, да и в целом всего хватает. Единственная и, пожалуй, самая главная проблема, как отметил Иль Нам - это ужасная скука, которую в этом раю испытывают как бедные, так и богатые.

Текст: Олег Долгицкий специально для ИА "Повестка дня"; фото: постер сериала

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: