Триста лет назад Российское государство стало империей
30 октября (2 ноября) 1721 года русский царь Петр Алексеевич принял от Сената и Синода императорский титул.
Для Петра I это был символический акт, венчающий его труды по укреплению государства, победу над Швецией в Северной войне и обретение выхода в Балтийское море. Потому сама церемония возведения царя в императорское достоинство включала в себя публичное чтение Ништадтского мира после литургии в петербургском Троицком соборе.
В последующие несколько лет новый титул русского царя признали все ведущие европейские державы. Это означало закрепление за Россией роли одного из лидеров в мировой политике.
Хотя на самом Россия стала империей еще при отце Петра – Алексее Михайловиче, после возвращения Малороссии. А может, и еще раньше – после присоединения Сибири, бывших земель Синей орды. Тогда Россия фактически стала правопреемницей Золотой орды – то есть, Монгольской империи. Государи – наследники Петра Великого окончательно собрали бывшие золотордынские земли в российских границах.
Гравюра, изображающая возведение Петра I в императорское достоинство
После раздела Польши и присоединения Великого княжества Финляндского имперское достоинство России было уже несомненно. На пике своего могущества она простиралась от Пруссии до Калифорнии, от Ледовитого океана до песков Центральной Азии.
Но и после потери значительной части этих территорий империя никуда не девалась. Не имеет смысла отрицать (хотя это пытаются делать), что имперские традиции сохранял и СССР, хранит их и нынешняя Россия.
- Россия не может не быть империей, - сказал в беседе с ИА FederalCity писатель Павел Ганипровский. – Если не империя – это уже не Россия. Это название может и сохраниться, но дух при этом оскудеет. Все бывшие империи испытывают фантомные боли по этому состоянию – и Британия, и Франция, и даже какая-нибудь Бельгия. Но русский человек – в широком смысле – просто не будет больше русским, если перестанет ощущать себя частичкой этой огромной страны. Мать моей прабабки владела домами в Москве, а ее предки – поместьями в Белоруссии. Мой дед со стороны матери, советский офицер, жил в Ленинграде – городе, в котором его предки, царские офицеры, были когда-то приняты при дворе. Он прошел всю Финскую и защищал Ленинград во время Великой Отечественной. Мой же дед со стороны отца – крестьянин из тверской деревни. Сам я родился в Сибири, а теперь живу в Петербурге… И ведь большинство моих сограждан тоже могут развернуть карту нашей страны и, вспоминая своих предков, показывать то на одно, то на другое место, приговаривая: «Это – моя малая родина. И это… И это…» Но на самом деле для любого из нас – Imperia est patria nostra, «Империя – Отечество наше».
Большой герб Российской империи. Источник: "Википедия"