Игорь Ласточкин
Опубликовано: 01:21, 16 октябрь 2021
По материалам: federalcity
Другие новости

Нас убьет коронавирус или борьба с ним?

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центра экономической теории социального сектора Института экономики Российской Академии Наук Ольга Кислицына опубликовала исследование, посвященное последствиям карантинных мер, принятых для борьбы с пандемией COVID-19. Изучив несколько десятков научных работ, посвященных разным аспектам этой проблемы, она пришла к выводу, что все эти меры наносят людям заметный вред, порой превышающий пользу. 

Нас убьет коронавирус или борьба с ним?
Масочный режим. Фото с сайта pixabay.com

Речь в докладе Ольги Анатольевны идет о самоизоляции, удаленной работе и ношении медицинских масок – о негативном влиянии всего этого на физическое и психическое здоровье людей. Каждый из нас в той или иной мере сталкивается со всем перечисленным уже полтора года, и хотя официально считается, что эти меры сдерживают распространение короновирусной инфекции, у них имеется слишком много побочных эффектов, иногда более серьезных, чем последствия самой этой болезни. 

Самоизоляция. Фото с сайта ru.freepik.com

Так, самоизоляция и работа из дома привели к резкому уменьшению физической активности. До введения локдаунов даже у тех, кто занимался сидячей работой, была возможность достаточно много двигаться во время поездок в офис и домой. Дома же большинство людей только сидят за компьютером и могут «гулять» лишь из одной комнаты в другую, что неизбежно ведет к проблемам с суставами и позвоночником, повышению риска образования тромбов, набору лишнего веса и недостатку витамина D, который образуется в организме только под воздействием солнечных лучей. 

Опросы ВЦИОМ показали, что весной 2020 года этим рискам подверглись 80 процентов жителей России, которые или полностью прекратили выходить на улицу, или позволяли себе короткие «прогулки» в ближайший магазин. 11 процентов из них начали есть в изоляции больше вредных, нездоровых продуктов – фастфуда и сладостей, а 12 процентов стали питаться нерегулярно, то забывая о еде на весь день, то сильно переедая. Все это – прямой путь к ожирению, расстройствам пищеварения, а возможно, и к диабету и другим тяжелым заболеваниям.

Ожирение. Фото с сайта ru.freepik.com 

Кроме того, запертые в собственных квартирах люди стали чаще «снимать стресс» алкоголем: в России на 5,1 процента выросло употребление водки и других крепких напитков и на 7,3 процента – легкого вина и пива. Негативные последствия очевидны – это и вред для здоровья, и травмы, полученные в пьяном виде по неосторожности, и совершенные под действием алкоголя преступления. 

С психологической точки зрения сидение в четырех стенах тоже не приводит ни к чему хорошему. Уже в первые недели локдауна люди начали шутить, что они не просто сбили режим дня, а свергли его. Результаты такого «свержения» весьма печальны: расстройства сна, депрессии, головные боли и другие неврологические проблемы. В разных регионах России за время карантина люди стали обращаться за психологической помощью на 10-30 процентов чаще, а опросы показывают, что 14 процентов жителей нашей страны испытывали потребность в психологической поддержке. Однако далеко не все решали свои психологические проблемы разговорами со специалистом или с друзьями. Немало людей срывали плохое настроение на близких – например, в Европе на 60 процентов возросло число обращений в службы экстренной помощи женщин, которых избивали мужья. 

Домашнее насилие. Фото с сайта ru.freepik.com

Отдельный список побочных эффектов был выявлен у масок. Здесь и проблемы с дыханием, и головные боли из-за избытка углекислого газа в крови, и заболевания кожи лица. А кроме того, проблемы с зубами: по мнению стоматологов, длительное ношение маски может вызвать размножение болезнетворных бактерий не только на коже, но и во рту, и на 50 процентов увеличить риск возникновение кариеса. 

Наконец, карантинные меры имеют еще и негативные социальные последствия. Из-за локдаунов закрылись многие предприятия, и их сотрудники остались без работы, после чего либо не смогли найти новое место, либо устроились работать на менее выгодных условиях. В мае 2020 года с потерей работы или уменьшением доходов столкнулись 16 процентов людей, а в июне – еще 12. А по мнению зарубежных исследователей, в последующие годы число людей во всем мире, живущих в крайней бедности, увеличится на 71 миллион человек. 

Люди жалуются на психологические проблемы. Фото с сайта pixabay.com

Для некоторых людей все эти проблемы, а также многочисленные страхи и фобии, вызванные постоянным нагнетанием негатива, связанного с пандемией, оказались в прямом смысле смертельными: за полтора года карантина во всем мире возросло еще и количество специфических трагических происшествий. Лидирует в этом Япония, где умерших вследствие самоубийства в 2020 году составило 2153 и превысило число умерших от коронавируса. 

Все эти цифры, особенно собранные вместе, пугают больше, чем ежедневные сообщения о заболевших и умерших от COVID-19. Нам продолжают твердить, что маски и самоизоляция помогут победить этот вирус – но не получится ли так, что это будет «пиррова победа»? Что инфекция исчезнет просто потому, что в мире не останется способных подцепить ее людей – все они либо умрут от вызванных сидячим образом жизни болезней, либо перебьют друг друга, выплескивая злость, либо направят агрессию на себя, сойдя с ума в четырех стенах? 

Депрессия. Фото с сайта pixabay.com 
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (1)
Другие материалы рубрики: