Лютеранско-буддийский субботник на могилах ученых
Прихожане лютеранской общины святой Екатерины и члены общины буддистов «Тхеравада. ру» собрались на Смоленском лютеранском кладбище, чтобы почтить память российских ученых, изучавших буддизм, и прибраться на их могилах. Совместное мероприятие лютеран и буддистов было посвящено юбилейной дате – 280-летию признания на государственном уровне буддизма в России, о которой ИА FederalCity сообщало.
Так получилось, что многие из российских буддологов, внесших гигантский вклад в мировую науку, изучая буддизм, а также языки и культуру народов, среди которых он был распространен, принадлежали к Лютеранской церкви. На этом кладбище есть и могилы буддологов, умерших уже в советское время, когда хоронили, не разбирая, кто к какому вероисповеданию принадлежит. Кто-то из ученых оставался лютеранином, были и православные, а некоторые, например, профессор Борис Владимирцов, приняли религию, которую изучали – буддизм.
На кладбище есть и могила известного буддийского ламы – Цэбак-Данжа-Дынгена Ирдыниева, однако она была разрушена.
Сначала собравшиеся прослушали краткие лекции пастора и капеллана кладбища Эльвиры Жейдс и буддийского монаха Топпера Панньяавудхо о людях, причастных к изучению буддизма, чей прах лежит на кладбище. После чего приверженцы двух религий сотворили свои молитвы, а потом приступили к уборке могил.
…Осеннее солнце осветило импровизированный походный алтарь, желтые монашеские одеяния на фоне опадающей листвы, медные и латунные чаши и статую Будды...
- Впервые такие разные духовные общности встретились для общего дела, впервые нехристианские захоронения удостоились должного внимания, - говорит один их прихожан лютеранского храма.
Удивительно, но факт того, что на кладбище был совершено буддийский ритуал и прочитаны лютеранские молитвы возмутил некоторых пользователей, посчитавших, что речь идет о совместной службе христиан и буддистов.
- Ни о какой совместной службе речь не шла, поминальная служба была исключительно буддийская, у могилы ученого-буддиста, - разъясняет Топпер Панньяавудхо. – Речь о совместном субботнике, то есть приборке на могилах. И это вполне хороший пример мирного и социального взаимодействия между разными религиями, чем Петербург исстари и славился.
Справка ИА FederalCity.
Российская буддологическая школа своими корнями уходит в первую половину XIX века. Наиболее знаковой фигурой тут можно назвать о. Палладия Кафарова (1817-1878 гг.) – главу русской духовной миссии в Пекине, китаиста, занимавшегося в том числе и историей буддизма. К этому же времени относятся работы академика В.П. Васильева (1818-1900 гг.) и И.П. Минаева (1840-1890 гг.), работавшего над темами индийского буддизма.Однако подлинно научная школа буддологии, ориентирующаяся в основном на изучение тибетского буддизма, сложилась в России к концу XIX – началу XX века. По своему научному уровню российское направление буддологии не уступало франко-бельгийской и англо-германской школам. Ее ярчайшими представителями стали академик Ф.И. Щербатской (1866-1942 гг.) и академик С.Ф. Ольденбург (1863-1934 гг.), основатель книжной серии «Библиотека Буддика». Она очень быстро приобрела авторитет не только в России, но и в мире. Не менее яркими были и ученики академиков – молодые ученые О.О. Розенберг (1888-1919 гг.) и Е.Е. Обермиллер (1901-1935 гг.), специализирующийся на текстах северного буддизма. К сожалению, оба буддолога ушли из жизни в самом расцвете творческих сил: Обермиллер в 33, а Розенберг в 31 год.Нельзя также не упомянуть и монголиста высочайшего класса Б.Я. Владимирцова (1884-1931 гг.). В конце жизни он принял буддизм, что было крайне негативно воспринято общественностью. Это не вызывает удивления, учитывая последовавшие в тридцатые годы политические репрессии. В результате отечественная буддология пришла в упадок. Большинство буддологов были арестованы, а академик Щербатской подвергался настоящей травле за якобы реакционные взгляды и «индийскую поповщину».
Топпер Панньяавудхо, монах общины «Тхеравада. ру»