Севастополь и Крым в числе лидеров регионов РФ по ценникам на заправках
Субъекты полуострова замыкают ТОП-7 по самым дорогим бензину и дизтопливу в стране. Почему это стало возможным – в обзоре ИА FederalCity.
По данным на начало сентября, ценники на АТС Крыма и Севастополя составляют: АИ-92 (50.45 руб. и 49.90 руб. за литр), АИ-95 (54.40 и 53.99), ДТ (52.95 руб.).
В целом по России город федерального значения Севастополь и Республика Крыма по стоимости бензина марки АИ-95 занимают соответственно 7-ю и 6-ю позиции. Кроме того, в антирейтинге лидеров Республика Саха (Якутия) (56.78 руб.), Камчатский край (57.79 руб.), Магаданская (60.48 руб.) и Сахалинская (61.09 руб.) области, Чукотский автономный округ (63 рубля за литр).
Как видно из списка, чем дальше на северо-восток страны, тем дороже топливо. В какой-то мере, это объясняется логистическими сложностями и отдаленностью регионов от основных нефтеперерабатывающих заводов.
Однако, в соседнем с Севастополем и Крымом Краснодарском крае в среднем за литр АИ-92 придется заплатить 46.20 рублей, за АИ-95 50.10 рублей, за литр ДТ 48.50 рублей.
Кубань и Крым соединяют 18 километров мостового перехода – не больше 20 минут езды на автомобиле. Более того, между двумя соседними субъектами РФ проложено и железнодорожное сообщение, и вполне могут идти составы с ГСМ.
Между тем, как показано выше, цены на бензин и дизтопливо на полуострове выше, чем в Краснодарском крае, приблизительно на 3.5 рубля за литр.
Таблица самых высоких цен на топливо марки АИ-95 в регионах РФ. Источник: t.me/ter_crimea.
Сложностями логистики это не объяснить, с учетом наличия Крымского моста. Доводы о том, что Севастополь является конечным пунктом доставки ГСМ, также не объясняют самые большие цены в европейской части РФ – Калининградская область или Архангельская еще более логистически отдаленные регионы страны.
Другое дело, что основные закупки бензина и дизельного топлива происходят на товарно-сырьевой бирже в Санкт-Петербурге. Крупные нефтяные компании типа "Газпромнефть", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" занимаются полным циклом переработки ГСМ – от добычи и переработки до продажи через собственную сеть заправок.
Такие гиганты позволяют себе держать относительно низкие цены в рознице, зарабатывая как на опте, так и на других составляющих производственного цикла.
Однако из-за санкций Запада крупные игроки на рынке ГСМ на территорию Крыма не заходят, поэтому здесь работают местные нефтетрейдеры, обладающие значительно меньшими финансовыми возможностями. Для них закупки на ТСБ в Северной столице обходятся несколько дороже, что, в конечном итоге, сказывается на кошельках севастопольских и крымских автовладельцев.
Таким образом, снизить цены на заправках полуострова можно только двумя способами – субсидированием местных владельцев сетей АЗС со стороны государства, либо уменьшением стоимости ГСМ в целом по стране.
Цены на топливо на АЗС в Севастополе. Источник: t.me/krimski.