«Дистант для бедных, живой учитель для богатых?» — родители против цифрового эксперимента
Сегрегацией по уровню доходов и лишением права на качественное получение знаний родители из двух десятков городов России считают эксперимент «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Как стало известно ИА FederalCity, данные неофициального опроса жителей 20 городов свидетельствуют о неприятии такого формата обучения в школах.
Мнение родителей опубликовали «Новые известия». К примеру, в Москве почти 97% родителей — против дистанционного обучения, из них 90% — против категорически в любой форме. В культурной столице России итоги опроса не сильно отличаются от московских.
«Обучение в цифровой образовательной среде означает, что ребёнок большую часть времени будет проводить за компьютером, — приводят «Новые известия» итоги опроса в Санкт-Петербурге. — Подавляющее большинство опрошенных родителей уверены (полностью или скорее), что это негативно скажется на здоровье и психике (86%), усвоении учебного материала (82,5%), навыках общения со сверстниками (87%)».
Участники опроса не хотят, чтобы их дети занимались по электронным учебникам, аудио и видеоматериалам. Их устраивает «аналоговый формат» занятий — выполнение домашних и классных заданий в обычных бумажных тетрадях и офлайн-общение с учителями.
Участники опроса о введении цифровой образовательной среды в российских школах. Фото: Совет родителей "Вместе"
Подчеркивается, что 97% респондентов в Санкт-Петербурге высказались против сбора цифровых данных об учебе, личных данных детей, их успехах или провалах, состоянии здоровья, состава семьи или дружеских связях. Также они не согласны с передачей этого архива данных сторонним коммерческим организациям. В северной столице на вопросы ответила тысяча родителей из всех районов. Опрос провели с помощью АНО «Независимый исследовательский Центр» в мае-июне 2021 года. Во время разъяснения особенностей ЦОС, органы власти подчеркивали, что эксперимент освободит учителей от рутины и наоборот сделает обычные уроки намного интересней, перевод всех школ «на удалёнку» не рассматривался.«Ни один закон не сможет перевести очное образование, гарантированное государством, в дистанционное или заочное. Это не пропустит ни один законодательный орган», — подчеркнул зам министра просвещения РФ Виктор Басюк в интервью «Российской газете» в 2020 году.
Но заверениям чиновников родители не верят.
«Есть мнение, что традиционное обучение (с педагогом) будет доступно лишь тем, кто сможет его оплатить, поскольку оно дорогостоящее. Обучаться искусственным интеллектом будут низшие, малообеспеченные и бедные слои населения, — цитируют представителей общественной организации «Вместе» «Новые известия. — Почти три четверти опрошенных (74%) в той или иной мере согласны с мнением».
Родители проводят одиночные пикеты в разных населенных пунктах и выкладывают фото в поддержку запрета ЦОС в социальных сетях. Некоторые из них уверены, что образовательный эксперимент — часть перехода на «цифровую экономику», которая приведет к еще большему экономическому расслоению общества и социальному неравенству.
Не все родители в стране разделяют эту веру в «теорию заговора», но после нерабочих дней во время пандемии коронавируса в 2020 году мало кто из взрослых снова готов на повторение этого опыта. Домашнее обучение школьников под видеоуроки и «зависающие» сеансы в сервисах видеоконференций оказалось довольно противоречивым и малоприятным.
Участник опроса о введении цифровой образовательной среды в российских школах. Фото: Совет родителей "Вместе"
Активисты напоминают, что по ст. 44 ФЗ «Об образовании», законные представители несовершеннолетних могут воспротивиться участию школьников в экспериментальных проектах. По данным опроса, свыше половины респондентов о такой возможности не знали — им никто об этом не сообщил. Пока что ЦОС в тестовом порядке внедряют в 14 субъектах РФ — от Сахалинской до Калининградской областей.Представители общественной организации родителей опасаются, что эксперимент быстро станет традицией при молчаливом согласии большинства матерей и отцов. Примерно также в России нормой стала сдача государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах (ОГЭ и ЕГЭ, соответственно).
Ранее ИА FederalCity сообщало, что дистанционное обучение стало предметом острых дискуссий общественности Москвы и страны в целом. Организационные и иные сложности на первоначальном этапе массового введения новой формы обучения, возросшая нагрузка на учителей, учеников и их родителей стали причиной даже протестных акций родителей.